Возможности информационно-образовательной среды для достижения современных результатов образования

Адольф Валерия Валерьевна

Сегодня одним из направлений модернизации образования, придания образовательному процессу инновационного характера является создание открытой информационной образовательной среды (ИОС). В ходе модернизации образования в образовательной сфере последних лет созданы необходимые условия для поэтапного перехода к новому содержанию образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Их использование позволяет обеспечить возможность самостоятельной работы учащихся, наглядное представление учебных курсов в мультимедийном виде, позволяет развить образное мышление, раскрыть творческие способности учащихся. Широкое распространение и развитие интернет-технологий сделало возможным:

  • оперативную доставку учебных материалов учащимся от преподавателя и организацию обратной связи;
  • доступ к образовательному контенту, ИКТ-средствам и сервисам обучения с любого компьютеризированного рабочего места;
  • создание цифровых учебных материалов с развитыми мультимедийными и интерактивными возможностями;
  • общение и сетевое взаимодействие с помощью электронных коммуникаций.

Сегодня обучение иностранному языку невозможно без использования ИКТ-средств. Благодаря данным средствам происходит активное включение учащихся в учебную деятельность, активизируется потенциал навыков говорения и  аудирования, развиваются навыки коммуникативной компетенции у школьников.

Основная цель внедрения информационно-образовательной среды заключается в повышении результативности обучения, развитии креативных способностей обучающихся на уроках английского языка, реализации творческого потенциала каждого участника учебной деятельности. Использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств,  индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах, повышение интереса к получению знаний.

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:

1.  повышение мотивации к изучению языка;

2. развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

3.   увеличение объема лингвистических знаний;

3.  расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

4.  развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  1. электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора
  2. электронные энциклопедии и справочники
  3. тренажеры и программы тестирования
  4. образовательные ресурсы Интернета
  5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями
  6. видео и аудиотехника
  7. мультимедийные презентации

Условно, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).

Одним из наиболее распространенных средств ИОС является  мультимедийная презен­тация, когда учитель задействует на уроке эк­ран-доску, проектор и компьютер для демонстрации. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала. Кроме того, применение ММП исключает негативное влияние компьютера на здоровье детей. Возможности таких презентаций неограниченны, с их помощью происходит множество учебных процессов: введение новой лексики и грамматического материала, повторение, отработка и закрепление. Презентация позволяет развивать многие навыки и умения учащихся: навык аудирования, чтения и понимания аутентичных текстов, лексические и грамматические навыки.  Творческий учитель способен пробудить интерес к иностранному языку у детей,  иллюстрируя материал, добавляя различные картинки, реальные фотографии, анимации, аудио и видео дорожки. Кроме того, с помощью ММП происходит знакомство со многими феноменами стран изучаемого языка, социокультурное обогащение учащихся.  Таким образом, использование ММП является одним из решений важной методической задачи - подбора оптимального комплекса обучающих средств к каждой конкретной теме. Кроме того, учащиеся проявляют большой интерес к самостоятельной работе с презентациями и в том числе к работе с видео ресурсами. Так например, творческие ученики могут создать свое обучающее видео для одноклассников, которым могут пользоваться все желающие( если оно будет выложено в интернет). Учащиеся 6 класса школы  №349 самостоятельно создали интересное обучающее видео по теме “Образование в Великобритании и России”, с которым можно ознакомиться на образовательном портале NSportal.ru. Поощрение самостоятельности учеников приводит к развитию их творческого потенциала и интереса к занятиям.    
            Сегодня большинство учителей в своей деятельности пользуются презентациями Microsoft PowerPoint. На своих уроках английского языка в средней школе я пользуюсь двумя видами презентации: Microsoft PowerPoint и презентациями Prezi. В последних презентациях последовательность слайдов не линейная, а зависит от фантазии составителя. Эти презентации дают свободу творчества составителя, в них также можно вставить весь нужный материал по той или иной теме, аудио и видео файлы, позволяющих наглядно и ситуативно представить особенности употребления того или иного явления, а также в любой момент возвращаться в нужную точку презентации. Учащимся, как правило, нравятся подобные необычные презентации, и некоторые из них пробуют свои силы в создании таких презентации под моим руководством.    

 Для обучения аудированию и говорению на уроках английского языка также используется мобильный лингафонный кабинет, который успел завоевать популярность у учащихся. Кабинет состоит из переносной станции, которую полностью контролирует учитель, комплектов наушников  с микрофонами. В системе лингафонного кабинета несколько программ: учащиеся только слушают воспроизводимый в наушниках текст или учителя, учащиеся могут общаться с учителем с помощью микрофона, или учащиеся могут общаться по парам, а также группами. С помощью данного кабинета происходит эффективное обучение аудированию, когда ученик полностью погружается в речь говорящего, не отвлекаясь на посторонние шумы, а также обучение коммуникативному навыку, формируя фразы на английском языке, отвечая учителю или своему собеседнику.

Большую популярность приобретают различные интернет-сайты, которые помогают учителю на разных стадиях обучения. На интернет-порталах учитель вместе с учащимися могут пройти онлайн тестирования по определенным темам, попробовать свои силы на тренажерах. На своих уроках учитель может использовать онлайн ребусы и кроссворды, которые повышают интерес учащихся к обучению лексики, кроссворд может служить также способом проверки знаний учащихся (например, вместо привычных всем и нагоняющих страх диктантов). Я выкладываю различные тесты и другие мультимедиа продукты на своем блоге, где ученики и их родителя могут также оставлять комментарии и получать новую информацию.

Одним  из средств ИКТ на уроке английского языка является составление ментальных карт учащимися или учащимися совместно с учителем по пройденной теме или блоку тем. Ментальную карту можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения. Информацию в них очень удобно организовывать, и ее элементы очень легко связывать между собой. И к тому же карты “оживляют”, визуализируют фиксируемую информацию с помощью разных приемов (картинки, значки, цвета, контуры-“облачки” и пр.). И это очень помогает как ее “опознованию” с одного взгляда, так и запоминанию.

Новой формой общения и проверки домашних заданий является электронная почта. Учащиеся  присылают для проверки сочинения, эссе, письма и другие письменные работы. Учитель, в свою очередь, может давать комментарии ошибок каждому ученику, освобождая время на уроке для усвоения нового материала.

То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас учителя могут показать учащимся в полной красе при помощи современных средст ИОС, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения архитекторов, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты.  Далеко не все школьники имеют возможность выезжать на экскурсии за пределы города или страны, фонды крупных музеев им не доступны, поэтому большим потенциалом являются виртуальные экскурсии. Британский музей и Эрмитаж, Библиотека Конгресса США и Государственная Библиотека в Москве, история Голливуда в лицах и наши прославленные актеры, Шекспировский и Мариинский театр – вот далеко не полный перечень тем, с которыми современный учитель способен познакомить учащихся.

Информационно-образовательная среда имеет немалый потенциал для повышения качества обучения. Являясь одновременно рабочей средой ученика и учителя, она позволяет нацелить студента на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность.