Одарённые дети

Ларионова Ирина Валерьевна

 

Человечество, действительно, нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации.

О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным предметным олимпиадам сказано в последнее время кажется больше, чем о каком - либо другом аспекте школьного образования. Можно ли создать технологию эффективной подготовки «призёров» как минимум муниципального  уровня?

Сегодня по результатам участия в Олимпиадах оценивают качество образования в школе, городе, области. В настоящее время победа учащегося на Олимпиадах федерального уровня является достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов и считается важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов.

Отбор учащихся - важнейший момент. Классически детей отбирают после школьной предметной олимпиады по принципу: кто лучше справился с заданиями идёт на муниципальный тур. Изучив ряд проблем, я поняла – это  в корне неправильно.


В основе подготовки к Олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности: подготовка к Олимпиадам должна быть непрерывным процессом, начинающимся еще в начальной школе.

Олимпиады в пятых-восьмых классах также следует проводить в два этапа – на уровне класса и на уровне параллели. Учащиеся, занявшие призовые места, по рекомендации учителей-словесников и членов жюри принимают участие в отборочном туре в командную сборную. У учащихся этой команды впереди два-три года, в течение которых они готовятся к Олимпиадам более высокого уровня. Из состава этой сборной ежегодно формируется олимпийская сборная команды девятых классов для участия в Олимпиаде муниципального уровня. Затем костяк этой команды станет командой десятых и одиннадцатых классов. . Качеств, которыми должен обладать «олимпиадник» слишком много: это и широкий кругозор, и формальная логика, и «умение учиться», и интерес к предмету. Главных критериев, на мой взгляд,  три: личная   заинтересованность ребёнка, высокое чувство ответственности и широкие учебные возможности (память, мышление, способность к анализу и синтезу). В идеале должны совпасть все критерии. И главный критерий -  это должно быть нужно ребёнку. Не просто «нужно», а с поправкой на будущую специальность - профессию. Хорошо, если к процессу отбора подключается психолог. Есть масса методик на выявление объёмов памяти, уровня внимания, интеллекта, обученности, сформированности учебных навыков, креативности и т. д. С этого учебного года мы пошли именно по такому  пути. В школе сформирован банк данных детей, проявляющих склонность к разным предметам,в том числе и гуманитароного уровня.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.—  Подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года.

Последующее углубление материала может происходить в любых формах.По подготовке к олимпиадам я собрала специальную папку с заданиями разных лет. Предлагаю их ученикам во внеурочное время. Если ученик не справился с каким-либо заданием, то направляю его на путь решения с помощью дополнительного вопроса. Ученик должен попытаться еще раз выполнить задание самостоятельно. Лишь в редких случаях показываю ответ и объясняю его.

 Наиболее эффективным способом работы по подготовке к олимпиадам являются факультативные занятия, основная задача которых – расширение лингвистического кругозора школьников, воспитание творческой, нестандартно мыслящей личности.Роль учителя- разглядеть и раскрыть этот дар, помочь его освоить, активизировать познавательный интерес к изучению русского языка и литературы.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность

2.Принцип активность знаний.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

5. Принцип «ненасилия над психикой».

Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что  при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Я придерживаюсь «золотой» середины, чтобы не отбить желание у учащихся заниматься. Неприемлем  принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.При подготовке к олимпиаде и вообще при работе с детьми стараюсь избегать двух крайностей – возведения ученика на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой – публичного принижения достоинств и игнорирования интеллектуальных успехов по предмету. А так же надо помнить, что систематические отрицательные оценки разрушают недостаточно окрепшую познавательную потребность и задатки одаренности.Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем не- сравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.«Новая школа-это новый учитель, открытый ко всему новому, понимающий  детей, хорошо знающий свой предмет, готовый   помочь детям найти себя в будущем…Чуткие, внимательные к интересам школьников учителя - ключевая особенность школы будущего.» В этой школе нам работать! И тогда педагогическое кредо каждого учителя будут слова: «Посмотрите, какие замечательные у меня ученики!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx13.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рособрнадзор проведет осенью широкомасштабную апробацию моделей устной части ГИА-9 по русскому языку

Рособрнадзор и Федеральный институт педагогических измерений осенью продолжат апробацию моделей устной части ГИА-9 по русскому языку, по итогам которой будет принято решение о форме и сроках включения устного компонента в систему государственной итоговой аттестации.
В Рособрнадзоре напомнили, что выпускникам 9 и 11 классов, которые будут сдавать основной государственный экзамен и единый государственный экзамен в 2017 году, предстоит пройти только письменный экзамен. 
Пилотная апробация двух организационных моделей устного экзамена по русскому языку была проведена осенью 2016 года в трех регионах России: Московской области, Татарстане и Чеченской Республике.
Первая из двух моделей устного экзамена по русскому языку аналогична организационно-технологической модели устной части ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам: экзамен проводится за компьютером с использованием специального программного обеспечения и аудиогарнитуры. В процессе экзамена учащийся получает задания, на которые дает устные ответы. Эти ответы записываются и направляются для дальнейшей проверки экспертам. 
Вторая модель предполагает проведение устного экзамена в форме беседы на выбранную тему с членами экзаменационной комиссии. При этом в аудитории присутствует независимый эксперт, который оценивает качество устной речи экзаменуемого. 
В рамках апробации экзаменуемым предлагались задания, направленные на проверку навыков владения устной речью и умения решать коммуникативные задачи. Для оценки ответов использовался набор критериев, среди которых было соблюдение орфоэпических норм, прочтение текста с правильным интонированием, понимание мыслей, заложенных во фрагмент текста, умение ученика выразить свое отношение к ним с использованием устной речи и другие. 
Результаты апробации были проанализированы экспертами. Осенью 2017 года планируется провести широкомасштабную апробацию уже доработанных моделей в большинстве субъектов РФ. 
До введения устной части экзамена по русскому языку в систему государственной итоговой аттестации предстоит решить ряд вопросов, призванных обеспечить равенство возможностей для всех участников экзамена, в том числе участников с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того должны быть решены вопросы технологического обеспечения ГИА, так как русский язык является обязательным для выпускников и самым массовым экзаменом.