Классный руководитель - один из воспитателей...

                                  Воспитание – одно из приоритетных направлений деятельности Министерства образования, органов управления образованием субъектов РФ,  образовательных учреждений. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания: формулирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

   В решении этих задач ведущая роль отводится классному руководителю.

   Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог (исследователь, воспитатель, предметник), который является «центром» организации, координации всех влияний, оказываемых на определенную личность или на коллектив учащихся. Он просвещает родителей в области воспитания; является помощников в деятельности детских и юношеский объединений; координирует совместные усилия учителей-предметников, работающих в классе, а также психолога, социального педагога. Классный руководитель – ведущий, самый уважаемый, самый подготовленный специалист.

   К основным характеристикам к основным характеристикам следует отнести: исследовательскую компетентность, коадаптационное мастерство и медиаобразованность.

   Среди личностных качеств классного руководителя можно выделить мобильность, конкурентноспособность и коммуникабельность.

 

   Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей внеучебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.


   Направления работы классного руководителя составляют воспитание в процессе обучения: внеклассная воспитательная деятельность в школе; внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.

   Содержание работы классного руководителя определяют основные виды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельность. При этом в каждом виде деятельности классный руководитель акцент делает, прежде всего, на формирование, корректировку, развитие отношений, складывающихся у участников целостного педагогического процесса. Именно отношения составляют содержание воспитания и являются центром внимания, именно степень сформированности отношений служит ведущим показателем результативности его воспитательных усилий.

   Система воспитательной работы классного руководителя – это совокупность его последовательных действий, расположенных определенным образом в течение учебного года и адекватных поставленной цели.

   Нет на свете профессии более важной и более мучительной, более радостной и более нужной, чем моя. Я с гордостью могу сказать: «Я – учитель». Все время, что я работаю в школе (а это белее 30 лет), являюсь классным руководителем.

   Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать и ссориться. Где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться увлеченным всегда, дарить всем свои знания. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие и терпеливые, самые мужественные и искренние, самые ответственные и добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их педагоги. За годы работы с детьми я научилась принимать и понимать их. Они дают мне энергию и силы. Я – классный руководитель и я – философ, потому что это – годы поисков и раздумий, разочарований и колебаний, годы открытий.

   Символом успеха, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что верю я? Я верю, что каждый ребенок талантлив! Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию. Я хочу, чтобы в наших жизненных условиях классный руководитель не терял своего особого значения и призвания «разжигать огонь» в юных душах.

   Сегодня обязанности классного руководителя выполняет большинство учителей-предметников, которые объединены в МО классных руководителей.

   В учебном процессе, знающий методику работы, классный руководитель должен найти те условия, при осуществлении которых «проектирование личности» будет проводиться целенаправленно и осознанно. Успеваемость учеников и качество их знаний во многом зависят от состояния воспитательной работы. Вся система воспитательной работы прямо и непосредственно влияет на повышение успеваемости в классе. Именно классный руководитель в содружестве с учителями воспитывает у учеников сознательное отношение к учебным обязанностям, проводит повседневный контроль над тем, как учится его класс, посещает уроки, вместе с предметниками своего класса намечает пути повышения качества учебной работы.

   Повышение качества знаний учащихся – дело сложное и длительное. Слаженность в учебной работе, взаимная помощь учителей – все это помогает повышению качества обучения. С каждым днем мы становимся все более информированными, образованными. И поэтому главной задачей классного руководителя становится вооружение учащихся знаниями, умениями.

  Литература: Т.А. Стефановская. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности (учебное пособие для студентов ВУЗов).