Я- учитель. Мои размышления о профессии.
Я - учитель.
Годы поисков, раздумий, открытий…
1. Слагаемые. Я – учитель. Человек знающий. Это значит, я должна учить, давать знания, образовывать, делать своих подопечных умнее, лучше. Для этого я обязана быть на ступеньку, и желательно не на одну, выше моих учеников. Обязана знать так много, чтобы никто не мог уличить меня в незнании, и не только своего предмета, но и всех других премудростей жизни. Иначе мой авторитет, как педагога и наставника, так и просто человека, имеющего право вести за собой, не состоялся. Ответственность огромная. Впрочем, можно сделать вид, что нет белых пятен в моих познаниях, проводить уроки согласно программе, и не рассуждать о насущном. Но и здесь таится опасность однажды попасть впросак. Значит, прежде всего, учитель – не только знающий, но и честный человек.
Я думаю, настоящий учитель – это старательный ученик, впитывающий в себя все происходящее вокруг с одной лишь благородной целью – соответствовать времени и месту приложения собственных сил и таланта.
Я вхожу в класс. «Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поговорим о будущем…». Детям должно быть понятно, для чего они учат мой предмет. А, собственно, для чего? Для чего они каждый день приходят в школу, в однообразный и скучный храм науки, порой непонятный не только школьникам, но и мне – учителю. Здесь столько противоречивого и нелогичного. На Земле происходят невиданные ранее процессы, когда целые государства теряются посреди развалин культуры, посреди затяжных войн между народами, одурманенными ложными ценностями, стравленные содержателями правительств и идеологий в нужном им русле, властителями планеты, чей кумир обогащение любым способом, когда в информационном поле нет правды, есть только изложение поддельных фактов. И, кроме того, в нашем ближайшем окружении найдется немало проявления нечестности, нечеткого выполнения законов и правил. Детям хорошо известно о воровстве и коррупции, они знают уже из собственного опыта, что можно жить двойными стандартами и процветать, и этот, кажущийся им легким путь, более привлекателен.
«Так, на чем мы остановились?» Скучен и малоперспективен мир познания, если впереди туманные дали. Учитель обязан иметь четкие жизненные ориентиры.
«Хорошо. Давайте для начала поговорим о том, что вам самим интересно». Но выясняется, что интересов особых тоже нет! Нет жажды, нет чувства голода, тех обычных чувств и желаний, требующих каких-то действий для их достижения. Нет мечты. На вопрос, кем вы хотите стать, такое же странное молчание. Мои сегодняшние ученики не пойдут за рыбным обозом. Многие из них вообще никуда бы не ходили. Главное, чтобы никто их не трогал, в томчисле и родители. Вот такой маленький замкнутый круг возникает при первом же разговоре в классе.
«Так, открываем тетради. Какое сегодня число? Что произошло в этот день?» В поселке, в районе, в крае, в стране, в мире, в истории человечества?.. Для чего нам нужны числа, если мы не помним дат, не имеем понятия о количестве и качестве добра и зла? Наш сегодняшний урок мы посвятим встряске, встряхнемся для общей пользы, ведь мы, прежде всего, люди. Мы живем среди людей, которые защитили и защищают нас от врага, которые построили дома и дороги. Они не вечные, они уйдут в мир иной. Кто придет на смену? Живя без знаний, без души, без сердца, разве можно сохранить страну? Сейчас каждый гражданин должен смотреть в оба, быть начеку: у России по большому счету нет ни друзей, ни соратников, а врагов полно и внутри страны. И главный враг – это не только пресловутая пятая колонна, внутренним нашим неприятелем является апатия, безразличие, нежелание работать для страны, не считаясь со временем, с затратами сил и здоровья, как это было прежде, не подсчитывая барыши. Наша общая задача – быть сильными. Для этого нужны, прежде всего, знания.
Я, как простой учитель математики, имею ли право так сгущать краски, требовать повиновения и убеждать своих учеников стать патриотами страны? Но кто еще, если не педагог, расскажет им самое главное? Я думаю, с этого должен начинаться каждый урок. С выработки у детей естественной потребности постигать, с внутренней мотивации, с духовного посыла быть полезным стране, быть патриотом.
За долгие годы педагогической деятельности можно выработать несколько самых удачных приемов достижения поставленной цели, можно использовать самые свежие методики, но все они в один момент не пригодятся учителю, не подготовленному психологически, слабому духом, не имеющему твердой жизненной позиции. Это особенно важно в постоянно меняющемся эмоциональном, психофизическом климате детского коллектива. Любые подводные течения могут выбить из колеи образовательный и воспитательный процесс, свести на нет все потуги и наработки учителя. Он обязан владеть ситуацией в классе, в школе, в семье каждого ученика, знать, чем дышит подросток. Стоит лишь ненадолго уступить свое место лидера в классе, и его займет кто-нибудь другой. Лидер в любом коллективе – это сильный, не ординарный, не стандартный современный человек, желательно товарищ, знающий сегодняшние их заботы. Это сложно, это требует затраты сил, здоровья и свободного времени. Но другого способа повести ребят за собой, увы, нет. Записать на доске формулу легко. Соединить взгляд каждого ученика в одну точку в нужный момент способен лишь настоящий мастер своего дела, актер и психолог.
При этом учителю должны верить. Имея право на ошибку, на эмоции, на проявление чувств по отношению к дорогим сердцу вещам и понятиям, на естественность в поведении,даже на слезы, учитель не имеет права на ханжество, иронию и сарказм, право унижать другого человека в присутствии учеников. Только искренняя любовь и дружба, уважение и чувство юмора приведут педагога к взаимопониманию с детьми. При этом учителю очень важно верить в свои силы.
Слагаемых в формуле «Я – учитель» бесчисленное множество. Каждое важно само по себе и бесценно в сочетании с другими. Совершенствованию здесь нет предела.
2. Частное. Говорить о своей профессии, рассуждать о ней можно бесконечно. Жизненный опыт порой подсказывает одно, а требования времени совсем иное. Сделать открытие в школе, найти свою звезду очень сложно. И все же. Как говорится, не по диплому я учитель, а по зову души, хотя для детей это мало значит. Они давно овладели собственной методикой проверки на учительскую прочность, не допуская нас к тайнам. Вступая во взрослую жизнь, мы многое забываем, но, придя в школу, вновь бросаемся искать рецепт того, как стать настоящими учителями. Ищем всю жизнь, отдавая сердце детям, которые безошибочно разглядят учителя, не заглядывая в диплом.
Значит, я просто обязана быть личностью, соответствовать всем слагаемым успеха, приведенным выше, ведь кроме того, что я предметник, я еще и воспитатель. Я должна иметь свой собственный, индивидуальный взгляд на все аспекты педагогической деятельности, поскольку чужие методы не помогут при решении бесконечных профессиональных проблем, не приведут к желаемому результату.
Когда я знакомлюсь с классом, всегда пытаюсь сначала определить, какими я хочу видеть своих учеников в конце их школьного пути. Чтобы научить их учиться, я ставлю перед собой следующие задачи:
- пробудить в детях стремление понять себя, выстроить свой характер, найти собственную мотивацию к обучению;
- развивать коллектив, гуманные отношения, умение жить среди людей;
- воспитать личность, адаптированную к современной жизни, уважающую чужое мнение и отстаивающую свое собственное, умеющую ценить прекрасное; личность здоровую, умную, сильную.
Сколько их прошло за эти годы! Самых разных, в чем-то неповторимых. Что-то удалось, что-то не очень. Сейчас у меня снова пятиклассники, и они тоже начинают проверять на прочность мою учительскую состоятельность, то опровергая очевидное, то утверждая ошибочное. Лет до тринадцати сложно делать окончательный вывод о неспособности ребенка к обучению. В каждом необходимо увидеть индивидуальное, присущее только ему одному, которое раскрывается не вдруг. С возрастом дети меняются.
Почему ученик не понимает объяснения учителя, почему не желает слушать? Может быть, у него просто не развито слуховое восприятие информации и необходимы визуальные подсказки: схемы, карточки? А что у него за душой, что произошло в семье?
Почему один расторможен, выкрикивает, вскакивает посреди урока? Может, ему нужна иная система заданий?
А у другого такая замедленная «врабатываемость», переход с одного вида деятельности на другой, и он еще там – на перемене.
Почему ученик начинает зевать через десять минут после начала урока? Он хочет его сорвать, или у него просто неустойчивое внимание? Или повышенная утомляемость и тогда я просто обязана обеспечить ему смену деятельности?
В идеале ни один ученик не должен оставаться бездеятельным на уроке. Быть может, кому-то одному необходимо дать задание попроще. И не забыть, потом поставить ему оценку. Похвалить.
Почему весь класс плохо написал контрольную? Может быть, это произошло на первом уроке в понедельник или в конце недели на шестом?
Почему ученик не выучил урок, не освоил формулы и правила? Он ленив? Или у него мал объем памяти, и он уверен, что никогда не справится с таким заданием?
Понять ученика – это почти всегда найти к нему верный путь.
Убеждена, что обучение и воспитание должны быть ежедневными, ежечасными и ежеминутными. А путь к ребенку лежит через уважение его личности. Нельзя осуждать детей, вешать ярлыки. Это наша болезнь обывательская. Учитель, он как врач, если сказать ученику: «Ты хуже всех», этот диагноз станет приговором.
В тесной связи с родителями проще находить собственные просчеты. Они обычные люди, их уровень мышления стандартный: отдали ребенка в школу, пусть учат. Домашнее воспитание чаще всего идет в разрез со школьным. Родители моих учеников знают мои требования, и часто общими усилиями мы положительно влияем на ситуацию, находим общий язык, смотрим в одном направлении.
Современный педагог должен быть готов постоянно меняться, приспосабливаться к реальности. Все «трудные» подростки, их не бывает легких вообще, их нежелание или вообще отказ учиться, их поведение – это не досадное препятствие на пути к высокой успеваемости и дисциплине, а обычная работа учителя. Преодолеть нужно все.
Найти общий язык с детьми – одна из главных задач учителя. Когда на уроках мы вместе познаем мир и друг друга, я понемногу открываю для себя их «методику». Настоящий учитель всю жизнь играет роль ребенка, которому все так же интересно, как и его ученикам.
3. Произведение. Когда за твоими плечами не один десяток лет, проведенных в школе, мысленно оглядываясь, уже ничего другого не можешь вспомнить, кроме учеников, с которыми связана невидимыми узами, видишь своих коллег, и эта связь отнюдь не профессиональная. Крепкие нити человеческих взаимоотношений надежнее. К сожалению или к счастью, но нормальная человеческая жизнь для педагога – роскошь. Ведь нельзя быть учителем наполовину. Далеко за порогом класса он продолжает вести свои уроки. Иначе разорвется цепочка. Ученик и его родители не должны видеть растерянное лицо, опустошенные глаза, сомнения в правильности выбранной позиции. Особенно в сегодняшние неспокойные дни, когда любой школьный предмет, любая дисциплина подвергаются ревизии. Духовная и нравственная составляющие нашего труда не позволяют расслабиться, ни в быту, ни в труде. Учитель обязан быть примером во всем. Это образ жизни.
Я очень часто с уважением смотрю на моих усталых, измученных подруг. Тяжелое бремя дается не просто. Дети давно перестали быть наивными в привычном для этого определения понятии. Новые технологии информирования создают препятствия для логичного, постепенного и поэтапного обучения. Пока родители отрешенно ведут свои домашние дела, малыши быстро набираются негативного опыта, ничего не отдавая взамен. Им гораздо проще и интереснее готовые ответы и рецепты, чем самостоятельно искать источники и просто думать, рассуждать, анализировать. Все сложнее им просто слушать других. Даже учителя. Собственное преобладает над общественным. Слабость еще неокрепшего духа так и зависает на все десять лет, а то и на всю жизнь, если нет работы над ним. Самой важной работы для человека.
Только влюбленные в свою профессию люди, с неподдельной любовью к детям могут приходить в школу, чтобы работать не за страх и не за деньги. Совесть ведет учителя к вершинам.
Мне посчастливилось учить ребят и в средних, и в старших классах. Все школьники делятся только на ленивых и трудолюбивых. Настоящих звезд среди них так же мало, как и совсем слабых. Хотя общий уровень развития детей в нашем поселке с каждым годом снижается. Виной тому социальное положение и окружающая среда. Развалины поселка формируют депрессивное сознание детей. Поэтому так много внимания на уроках и во внеурочное время приходится уделять разрешению конфликтных ситуаций между школьниками, объяснению правил и норм поведения, этике и культуре, умению слушать и понимать, поиску адекватных мер и стратегии в отдельных случаях. Не всегда мне на помощь приходили опыт и знания, бывали случаи откровенного отчаяния. Только сами ребята, с их детской отходчивостью и непосредственностью становились моими спасателями и стимулом. Необходимость моего труда гораздо важнее головной боли и обид.
Как-то проводился психологический тренинг. Нужно было одним словом ответить на вопрос: «Кто я?» Не раздумывая, я ответила: «Я – учитель!». Наверное, это неправильно. Наверное, нужно было бы сказать: «Я – мать!», или «Я – женщина!», или «Я – человек!». Но «Я – учитель!» И в тот момент я поняла, что учитель – это даже не профессия. Учитель - это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником.
Каждый день на меня смотрят глаза учеников. За партами на моих уроках сидит Будущее России. Нам всем предстоит жить в нем. И от того, каким оно будет, зависит не только жизнь страны, но и жизнь моих детей и внуков, моя собственная жизнь.
Я не просто учитель. Учитель – это лицо государства. Мне доверено самое дорогое, что у него есть - дети. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Хотя и не всегда проявляют заботу об этом. И от меня, учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я незримо присутствую в семье каждого ученика, стараясь не расплескать, не растерять то доверие, которое дарят мне мои ученики и их родители.
Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах ценить чувство собственного достоинства ученика. Научить детей ответственности и стойкости, справедливости и чести, умению отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, и тогда твоя жизнь не напрасна.
А еще нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.
Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников. Пусть этот день запомнится, как еще один светлый и радостный день нашей страны. А я скажу себе, что я – хороший учитель.