Я - учитель.

Я – учитель.

Чтобы быть хорошим учителем,

Нужно любить то, чему учишь,

И любить тех, кого учишь.

В. Ключевский

Учитель… Какое многогранное слово…И постичь эту многогранность дано не всем.

  По-моему, учитель – это не профессия, а образ жизни. Учитель привычно, изо дня в день, спешит на уроки, полностью посвящая себя своему делу.  Он сочетает в себе такие качества, как внимательность и доброжелательность, скромность и отзывчивость, и в то же время требовательность и строгость к себе и ученикам.

Когда же я поняла, что хочу стать учителем? И почему именно учителем биологии  и химии? Как тогда я представляла себе свое будущее? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к эпизодам моей жизни.

Эпизод 1. Я - ученица 9 класса с волнением жду урока химии. Выученная таблица Д.И. Менделеева, исписанная формулами тетрадь и огромный интерес к опытам. Я до сих пор с трепетом вспоминаю эти моменты. Как же я хотела быть похожей на своего учителя. Ее добрые глаза, четкая и поставленная речь, всегда открытая и понимающая. Именно эти качества меня притягивали, и я неоднократно представляла себя на месте учителя. Но спустя некоторое время, я начала задаваться вопросом: кто же такой учитель? Какими еще качествами он должен обладать?

Эпизод 2. Не найдя ответы на свои вопросы, я стала задавать их своим родителям. Чаще всего своим мнением делился со мной папа, который был уверен, что учитель-это самая уважаемая профессия. Помню, как он говорил: «Учитель – это тот человек, который дает знания». И тогда я подумала, как просто и тепло звучит это слово. Мне казалось, что в  нём и свет, и доброта,   любовь и самоотречение…

Так кто же такой учитель? Человек, который учит других? Для чего? Возможно, он хочет, чтобы мир стал лучше? Именно эти вопросы способствовали моим размышлениям долгими зимними вечерами.

Эпизод 3. И вот настал тот день, когда я стала студенткой Казанского государственного педагогического университета. Снова различные учебники по педагогике и психологии, гениальные профессора в области биологии и химии, преподаватели и многочисленные лекции и семинары. В совокупности они сделали свое дело отлично: я поняла, что Учитель- это творец! Он должен быть чистым и искренним, добрым и взыскательным, знающим и щедрым. Я поняла, что настоящий педагог должен уметь отдавать всего себя делу, которому служит.

Эпизод 4. Первый раз в первый класс… После быстро пролетевших студенческих лет я использовала это выражение не по традиционному назначению, а немного интерпретируя. В роли первоклассника выступала я – молодой учитель, который только начинает делать первые шаги в школе, проводить первые уроки, впервые оценивать учебные достижения учеников. Бесспорно, искусством преподавания можно полностью овладеть, только общаясь с детьми, ведь любая теория не может быть полной без практики. Настоящее становление меня как учителя проходило именно в школе, а не в университете. Только в классе, среди учеников я поняла, что значит быть учителем и какие проблемы нужно преодолеть, чтобы заслужить звание хорошего учителя.

          Я часто перебираю в памяти свои мечты, тревоги, сожаления и сейчас через годы могу с уверенностью сказать: я сделала правильный выбор и никогда о нём не пожалею! И теперь, входя в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких и больших побед, которые обязательно должны быть, иначе мой труд не имеет смысла. Каждый урок должен быть уникален, его нельзя повторить, как невозможно прожить вторую жизнь… Я верю в возможности каждого ученика и помогаю найти свое место в жизни.

              Моя задача – развить активно мыслящего ученика. Пусть он ещё многое не умеет, но если хочет знать, то я должна ему помочь овладеть основами научного познания: обобщать, анализировать, сопоставлять информацию, выделять частные, мелкие, но очень значимые детали. Детская любознательность  тем уникальна, что ее не нужно формировать. Она сформирована природой. Ее нужно только подпитывать многочисленными исследованиями, наблюдениями, опытами. Такие методы позволяют даже в самых обычных предметах и явлениях находить неизвестное, вызывающее интерес и пробуждающее воображение.

        Так почему же я учитель? Честно говоря, до сих пор у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Однако одно я знаю точно: чтобы стать учителем, нужно мечтать стать учителем! Можно стать хорошим бухгалтером, зная математику; первоклассным техником, естествоиспытателем, ученым, грызя гранит науки; выдающимся художником, дизайнером, артистом, имея исключительный талант. А чтобы быть учителем – не хватит никакого знания, нужно иметь в своем сердце место, которое всегда будет заполнено детьми, их открытиями и сомнениями, победами и поражениями, успехами  и  большой всеобъемлющей радостью. И нужно, чтобы это сердце всегда горело! Не обжигающим огнём, не ранящим, а теплым огнём Веры, Надежды, Любви…

            Я твердо уверена, если ученики любят учителя, они полюбят и его предмет, как и я когда-то. Как приятно слышать от детей, что они с нетерпением ждут каждой встречи со мной, что я стала для них не только учителем, но и другом, к которому приходят они за помощью, советом. Если после звонка ребята со мной, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, всё хорошо, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось!

Свой предмет я очень люблю и стремлюсь пробудить любовь к нему и в своих учениках, сформировать у них творческое, химическое мышление. По-моему, главное, что они могут приобрести при изучении моего предмета, - не столько собственно знание химии, сколько освоение обобщенных видов деятельности. Эти виды деятельности инвариантны и необходимы для того, чтобы адаптироваться в нашем сложном мире.

Есть у учителя особая миссия: в смене будней не пройти мимо детского интереса, заметить даже малюсенькую искорку любопытства, творчества, познания и не дать ей погаснуть в повседневных заботах. Высокое назначение педагога – отметить и поддержать талант. Конечно, выделить из сотни одного – это лишь часть задачи. Моя задача как учителя – определить склонности, интересы каждого. Необязательно, чтобы обучающийся стал химиком. Вовсе нет! Надо разглядеть и будущего строителя, и артиста, и рабочего, и шофера. Как непросто! Необходимы профессиональные и психологические знания, эрудиция и мудрость. А значит, путь к вершине под названием «учитель» не завершен.

Учитель должен быть на своем уроке художником, актером, творцом. Его увлеченность, любовь к детям и своему предмету, его непохожесть на других, его жизненная позиция и уверенность прежде всего, находят признание в глазах детей.

Быть личностью яркой и притягательной, чтобы в ней чувствовались сила воли и душа (они проявляются во взгляде, в жесте и интонации голоса) – вот главное, что требует современность от учителя. Этому учат прочитанные книги, пройденные дороги и множество встретившихся в пути людей. Этому учат трудности, которые встречаются на пути, потому, что преодолев препятствие, с каждым разом мы становимся сильнее. Этому учат собственные ученики изо дня в день, от урока  к уроку: «обучая, учимся сами». И учителю надо быть очень способным учеником, чтобы понять и принять все уроки, преподнесенные жизнью, и стать настоящим Учителем.

Я стараюсь быть интересной для своих учеников, а для этого постоянно приходится быть в творческом поиске, заниматься профессиональным развитием.

             Анализируя каждый прожитый день, одновременно нахожу в нём искорки счастья и терзаюсь сомнениями: правильно ли я поступила в той или иной ситуации, как исправить положение, если не права…

              А самое главное в моей профессии – каждый день, поднимаясь по ступенькам школы, знать, что меня ждут мои ученики. Я им нужна! От этого вырастают крылья, и хочется творить снова и снова, удивлять и удивляться, и, конечно же, улыбаться. Ведь именно улыбка дарит свет, тепло, добро, а этого так не хватает в нашей жизни. А потому мой девиз: ни одного урока без улыбки!

             В заключении мне хотелось бы все-таки сказать, что для меня профессия учителя– это призвание, смысл жизни. Я – Учитель!