Рекомендации для учителей к урокам внеклассного чтения по литературе

Шаова Любовь Юрьевна

 

Умная, вдохновенная книга решает судьбу человека

(уроки внеклассного чтения).

 

…уроки литературы – это не часы развлечения и отдыха…эти часы должны быть часами воодушевления, эмоционального подъема… нравственного прозрения…
А.Т. Твардовский

Жизнь стремительно мчится вперед. За последнее время образование в корне изменилось. Литература, как никакой другой школьный предмет, способствует духовно-нравственному становлению обучающихся, формированию их нравственных позиций, патриотизма, эстетического вкуса. Каждому из нас известно, что в школе закладываются основы того отношения к искусству, к литературе, плоды которого человек пожинает всю последующую жизнь.Литература – ведущий предмет в системе нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников.

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений на уроках и дома. Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Я остановлюсь подробнее на уроках самостоятельного чтения.

Я думаю, вы согласитесь со мной, что современные школьники, и мои ученики в том числе, не особенно любят читать. Общение с книгой сегодня им заменяет компьютер. Поэтому я уверена, чтобы заинтересовать ученика чтением, необходимо серьезно подходить к выбору произведений. Это не случайно: он, вступающий в жизнь человек, ищет ответы на волнующие его вопросы в произведениях, современных ему, рожденных той самой духовной атмосферой, которой дышит сам.Книга должна звать в жизнь, общение с книгой – общение с жизнью.Вместе с тем стремлюсь учитыватьспецифические трудности, возникающие при восприятии современной литературы. Читатели XXI века, не имеющие высокоразвитого вкуса, буквально теряются в потоке массовой литературы, отсюда–беспорядочность, бессистемность чтения.В.Сухомлинский утверждал: “Умная, вдохновенная книга решает судьбу человека”.

Программа по литературе дает примерный список книг для самостоятельного чтения школьников, но не предлагает какой-нибудь конкретной системы уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе. Поэтому я попыталась создать свою систему уроков внеклассного чтения.Я считаю, что уроки внеклассного чтения должны быть своеобразным прологом к беседам по современной литературе в старших классах. Я определила центральные темы в современной литературе(5-11 классы).

“В краю истоков”

§  5 класс В.И. Белов “Скворцы”.

§  6 класс В.А. Солоухин “Каравай заварного хлеба”.

§  7 класс К.Д. Воробьев “Синель”.

§  8 класс В.А. Каверин “Два капитана”.

§  9 класс В.М. Шукшин Рассказы.

§  10 класс Ф.А. Абрамов “Деревянные кони”, “Пелагея”.

§  11 класс В.И. Белов “Привычное дело”.

“ Так это было на земле”

§  5 класс В.Г. Короленко “Дети подземелья”.

§  6 класс А.А. Лиханов “Последние холода”.

§  7 класс В.Ф. Тендряков “Хлеб для собаки”.

§  8 класс А.И. Приставкин “Ночевала тучка золотая…”

§  9 класс С.А. Алексиевич “Цинковые мальчики”.

§  10 класс Ф.А. Абрамов “Поездка в прошлое”.

§  11 класс В.В. Быков “Облава”.

“Память пылающих лет”

§  5 класс Ю.Я. Яковлев “Зимородок”.

§  6 класс Б.Н. Полевой “Повесть о настоящем человеке”.

§  7 класс А.Н. Толстой “Русский характер”.

§  8 класс В.О. Богомолов “Иван ”.

§  9 класс Б.Л. Васильев “А зори здесь тихие”, “В списках не значился…”

§  10 класс В.В. Быков “Сотников”.

§  11 класс К.Д. Воробьев “Это мы, Господи!”, “Убиты под Москвой”.

“Кто мы на этой земле?”

§  5 класс В.П. Астафьев “Капалуха”, “Белогрудка”, “Зачем я убил коростеля?”

§  6 класс К.Д. Воробьев “У кого поселяются аисты?”

§  7 класс П.П. Краснов “Шатои”.

§  8 класс Г.Н. Троепольский “Белый Бим Черное ухо”.

§  9 класс Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”.

§  10 класс В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”.

§  11 класс В.П. Астафьев “Царь – рыба”.

“Что с нами происходит?”

§  5 класс Ю.Я. Яковлев “Баваклава”.

§  6 класс В.К. Железняков “Чучело”.

§  7 класс В.Ф. Тендряков “Весенние перевертыши ”.

§  8 класс А.Г. Алексин “А тем временем где-то…”

§  9 класс А.В. Вампилов “Старший сын”.

§  10 класс А.В. Вампилов “Утиная охота”.

§  11 класс В.Г. Распутин “В ту же землю”, “Пожар”.

Урок внеклассного чтения представляет итог большой самостоятельной работы учащихся. “Научите управлять рулем и ветрилами, а потом пускайте в открытое море”, — так учит опыт. Именно поэтому я не ограничиваюсь только объявлением темы очередного урока внеклассного чтения или беседы по современной литературе и рекомендацией литературы к нему. Знаю, что хорошо подготовленный и интересно проведенный урок внеклассного чтения – это золотой ключик к созданию особого микроклимата в отношении учителя и учеников: душевной близости, взаимопонимания, уважения, горячей заинтересованности и, наконец, любви к литературе. Я даю задания для групп и отдельных учащихся, учитывая их интересы и уровень читательской культуры. Всему классу обычно предлагаются ориентирующие вопросы для обдумывания прочитанного.

Написать письмо герою, сформулировать нравственные уроки, которые преподносит писатель, составить “свой” сборник избранных стихов поэта, написать вступительную статью к нему, дать интерпретацию одного из стихотворений, написать отзыв, рецензию, эссе, придумать афишу к пьесе, подобрать 1-2 эпиграфа к теме урока, подготовить презентацию – далеко неполный перечень творческих заданий к урокам.

Как итоговую работу по внеклассному чтению я со своими учениками подготовила литературно- музыкальный вечер, посвященный творчеству Н. М. Рубцова, «Тихая моя Родина…»Пленяет и манит поэтический мир Рубцова. Именно такая поэзия прививает чувство прекрасного, пробуждает любовь к жизни, любовь к родной природе, значит, к Родине.

«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…». Это слова писателя К. Г. Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любви к родной природе. Кто может не согласиться с ним? Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимаем за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма.

“Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество”, — писал Гельвеций. Поэтому, предлагая книгу для внеклассного чтения, я всегда думаючто она может дать детскому чувству и уму, о чем подумает,что почувствует ученик, когда прочитает ее. Стремлюсь к тому, чтобы произведение соответствовало возрасту ребят, складу их ума, их желаниям, чтобы оно была понятно, доступно, интересно, вошло в душу и в память. В наше очень не простое время, когда попраны такие испокон веков присущие русским людям качества, как доброта, милосердие, отзывчивость, гуманность, патриотизм, именно мы, учителя-словесники, должны развивать их в ребенке.Я стараюсь, чтобы ребята хорошо запомнили и применяли в своей жизни слова Ш.Монтескье: “Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы”.