СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ивина Ирина Александровна
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Ивина Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №15
Статья опубликована в сборнике "Интеграция дополнительного и общего образования как условие реализации ФГОС в общем образовании", Материалы Южно-Якутского образовательного Форума, 24-27 февраля 2015 года, г.Нерюнгри, Якутск 2015, стр. 112-114
С момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки учащихся к ГИА стала одной из самых актуальных. Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.
 Подготовка к выпускным экзаменам это процесс длительный и требующий четкой системы и структуры. 
Опыт работы в школе показывает, что знание правил и умение их применять на практике – это далеко не одно и то же. Система работы на моих уроках строится на практической отработке навыков правописания.
Основная задача для меня – организовать наиболее эффективное повторения на последнем этапе обучения, а на предшествующем – создание единых требований к  оценке умений, навыков обучающихся.  Поэтому систематическая работа должна вестись с 5 класса.
Из анализа экзаменационных работ, выполняемых  учащимися 9 классов, можно сделать вывод о том, что многие выпускники испытывают сложности при выполнении многих типов предложенных заданий. Это является следствием того, что традиционный принцип преподавания в школе, в основном,  является информационным и не позволяет уделить большое количество времени практическому выполнению заданий.
А требования ФГОС имеют, прежде всего, практическую направленность, должны нацеливать учеников на анализ, сопоставление и систематизацию изученного материала.
Именно данными умениями и навыками должен обладать выпускники при сдаче ГИА.
Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ГИА:
1. развитие мотивации и целеполагания;
2. формирование умения решать задания разного уровня;
3. развитие самоконтроля;
      В последние три года я стала активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.
       Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ГИА реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
Постепенно на своих уроках я заменяю формы контроля. Основное место, начиная с 5-го класса, занимают тесты. Конечно, нельзя полностью искоренить традиционные диктанты, сочинения и изложения. Но, уже начиная с 5-го класса, к ним можно применять формы ГИА.
Сегодня тестовые занятия в форме ОГЭ – это основный вид работы на уроках русского языка, я применяю их как текущий контроль после изучения темы, раздела и как итоговую форму оценивания знаний и умений.
Уже традиционно в конце 8 класса, так как изучены в основном все темы, провожу итоговую форму контроля в форме ОГЭ, исключая те вопросы, которые еще вошли в программу. Конечно результаты разные, но меня, прежде всего,  интересует умение детей работать с тестом. 
Эти результаты беру за основу работы в 9 классе, на часах, которые специально отводятся для подготовки к ОГЭ. 
Первые несколько уроков – это ознакомление со структурой экзамена и прежде всего с критериями оценки. 
Тогда у учащихся четко формируется понимание того, что они должны делать, с чего начинать работу, на что уделить больше внимания. Обязательно знакомимся с теми сайтами, которые для нас являются основными в подготовке к экзаменам.
 Со страницами сайтов работаем в группах, парами. Особенно эффективными, на мой взгляд, являются групповые формы работы. Дети сами определяют задания, которые оказались наиболее сложными, непонятными. Это позволяет выявить трудные вопросы, проанализировать их, чтобы максимально исключить возможные ошибки.
Программу подготовки к ОГЭ, составляю таким образом, чтобы в соответствие со спецификацией экзамена, на каждом уроке уделять внимание одному вопросу, рассмотреть всевозможные варианты формулировки вопросов, подводных камней и т.д. В этом случае хочется отработать тот навык, чтобы дети четко видели, что у каждой темы в экзаменационной работе свое место, своя позиция.
Далее уже система подготовки к ОГЭ строится на основе полученных данных. Для отработки работы с тестами с классами применяю следующие формы работы.
Система работы по подготовке к ГИА
1.Создание методической базы
2.Создание банка тестовых заданий
3.Активно использую информационно-коммуникационные технологии
Данные формы работы, безусловно, приносят свои результаты. Как показывают результаты этого года, то за 1 полугодие систематическая работа с тестами позволила повысить процент выполнения части заданий.
Конечно,  качество сдачи экзамена во многом зависит от систематической подготовки, которая включает в себя отработку многих навыков, их закрепление. Но и в первую очередь это психологический настрой детей. Поэтому, регулярная работа с  КИМами на экзамене позволяет ученикам чувствовать себя уверенно на экзамене, правильно распределить время и т.д.