Актуальные вопросы работы с родителями учащихся в рамках сетевого проекта «Эффективная школа»

Парфененков Виталий Олегович

Парфененков В. О., к.и.н.,

методист ГБОУ лицея № 408

Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Мазина В.Д., учитель-логопед

Актуальные вопросы работы с родителями учащихся в рамках сетевого проекта «Эффективная школа»

         Проект «Эффективная школа» сформировался в 2016 году благодаря взаимодействию таких образовательных учреждений Пушкинского района, как лицей № 408 (координатор проекта), школ 403, 530, 257, 606 с углубленным изучением английского языка. Целью проекта, направленного на реализацию Программы развития образования в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, стало создание системы связей образовательных учреждений Пушкинского района, предоставляющих друг другу собственные ресурсы в целях реализации сетевого взаимодействия для расширения образовательного пространства учителя, ученика, родителей как средства повышения образовательных результатов и успешной социализации выпускника. Одной из важнейших задач взаимодействия образовательных учреждений в данном проекте является формирование позитивных установок ответственного родительства как фактора успешной социализации учащихся и повышения образовательных результатов во взаимодействии «учитель – ученик – родители».

Постановка такой задачи вполне понятна: от качества взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учащихся, их родителей и учителей) зависит качество образования (обучения и воспитания) учащихся, их активная жизненная позиция, способность к решению самостоятельных задач, возникающих в процессе жизнедеятельности. Предполагаемым результатом решения этой задачи видится рост активности участия родительской общественности в решении важнейших задач современной школы.

К началу 2016 – 2017 учебного года были собраны предложения ОУ, участвующих в проекте, произведен анализ условий, возможностей, потребностей школ в рамках сетевого взаимодействия, выработана программа сетевого взаимодействия в данном направлении. Для реализации в 2016 – 2017 учебном году в районную программу сетевого взаимодействия были включены следующие мероприятия, предложенные школами-участницами проекта:

План мероприятий районной программы сетевого взаимодействия «Эффективная школа» по работе с родителями учащихся

Формирование позитивных установок ответственного родительства как фактора успешной социализации учащихся и повышения образовательных результатов во взаимодействии «учитель – ученик – родители».

 

«Родительский клуб» - проект для родителей и учителей.

 

 

Декабрь 2016 г.

Март

2017 г.

ГБОУ лицей № 408

Проект «Учимся вместе»:

ГБОУ – ГБДОУ - родители

 

 

В течение года

ГБОУ № 530

Проект «Университет для родителей»

13 апреля 2017 г.

ГБОУ № 403

 

 

Родители учащихся традиционно оцениваются как партнеры образовательного учреждения, о чем свидетельствует и многообразие форм их участия в жизни современной школы: посещение (и выступления) родительских собраний, заседаний Попечительских советов ОУ, участие в Днях открытых дверей, привлечение родителей и педагогов к деятельности совместно с обучающимися (выезды, мастер-классы, спортивные мероприятия, издательская деятельность, праздники, турслеты, конференции, экскурсии).  

В лицее № 408 традиционными стали заседания Родительского клуба, который изначально задумывался как орган взаимодействия с родительской общественностью лицея в деле психолого-педагогической и коррекционной работы с учащимися. Заседания клуба организовываются и проводятся совместно с Центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи Пушкинского района Санкт-Петербурга (директор – М. И. Володарская, учитель-логопед В. Д. Мазина) при поддержке Информационно-методического центра Пушкинского района (директор – Л. Г. Серова), в связи с чем практически сразу после возникновения Родительского клуба его заседания приобрели статус районных, вызывающих повышенный интерес у родителей учащихся 1 – 6-х классов и педагогов Пушкинского района. Нередко гостями заседаний родительского клуба лицея становятся педагоги и родители учащихся из других районов Санкт-Петербурга.

Основной формой работы Родительского клуба лицея является семинар-мастер-класс, где во время теоретической части для родителей – в отдельном классе дети находятся с педагогом, играют роль как помощников своих родителей, так и помощников педагога. Существует несколько вариантов работы в рамках семинаров-мастер-классов:

ü «дети работают, а родители и педагоги наблюдают (учатся)»;

 

ü  «парная работа детей и родителей»;

 

ü  «дети показывают мастер-класс и являются консультантами  для родителей»;

 

ü  «взрослые играют по образцу, который продемонстрировали дети»

 

 

В рамках заседаний Родительского клуба лицея № 408 только в 2016 – 2017 учебном году были рассмотрены такие важные темы, связанные с взаимодействием с родителями, как:

ü Развитие учебной мотивации младших школьников.(педагог-психолог лицея В. А. Куценко)

ü Мастер-класс по игровым технологиям, направленным на преодоление трудностей техники чтения и понимания прочитанного. Никишова О.Ю., Куркина С.С. Емашева Т.П., Савельева Л.В., Брагина Е.И. - учителя начальных классов ГБОУ лицея №408.

ü Профилактика нарушений письма. Мастер-класс по формированию и коррекции графо-моторных навыков. Силаева Н.А., Панова Е.А., Ильина Л.Г. - учителя начальных классов ГБОУ лицея №408. Мазина В.Д. - учитель-логопед ГБУ ДО ЦПМСС.

ü Развитие связной речи посредством игровых технологий                   (Мазина В. Д. учитель-логопед ГБУ ДО ЦПМСС , Никишова О. Ю., Яковлева Ю. И., Васильева Т. А., Панова Е. А., Силаева Н. А., Куркина С. С., Ильина Л. Г.  - учителя начальных классов ГБОУ лицея №408.

Предполагается, что в 2016 – 2017 учебном году свои программы, направленные на работу с родителями учащихся так же представят школа      № 530 (Проект «Учимся вместе»: ГБОУ – ГБДОУ – родители) и школа  № 403 (Проект «Университет для родителей»).

Отметим, что на реализации запланированного в 2016 – 2017 учебном году работа школ районного сетевого проекта «Эффективная школа» не исчерпывается: развитие тематики предполагается и в следующем учебном году, ведь конечная цель данного направления в сетевом проекте – создание единой Системы эффективного on-line обучения и информирования родителей по актуальным вопросам обучения и воспитания школьников.