Как мы убиваем самостоятельность в своих детях

Савенкова Ирина Геннадьевна

Как мы убиваем самостоятельность в своих детях

Почему активные дети превращаются в апатичных взрослых

Каждый десятый менеджер по персоналу утверждает, что сотрудников до 25 лет отличает безответственность. Большинство выпускников вузов и колледжей испытывают сложности при прохождении собеседований и поиске работы. 

Родители подростков тоже бьют тревогу: «Мой ребёнок ничего не хочет», «Не знает кем быть», «Плывёт по течению».

Гаджеты и соцсети создают успешную псевдореальность, где ты — успешен, у тебя много друзей, и обеспеченное будущее видится как нечто само собой разумеющееся.

Но век дворников, бухгалтеров и конвейерных рабочих практически закончен. Никакой даже самый исполнительный и отформатированный сотрудник не сравнится с машиной, которой не надо платить и организовывать рабочее пространство. Миллионы рабочих мест исчезнут в ближайшие 5-10 лет.

Как научить ребёнка быть самостоятельным

В такой системе у несамостоятельных и безответственных детей нет счастливого будущего. Свободными и способными принимать решения, они никогда, увы, не станут. И они проживут свою жизнь, потому что прожить надо, и будут радоваться потому что надо, а не потому что радуются. Это такая постановка, в который тебя создали и где ты можешь играть даже самые разные роли, но только не себя самого. А что в конце? Наверное, должно быть досадно. И, конечно, виноватые найдутся. Все, кроме себя самого.

Как же так получается, что наши талантливые и активные дети к 14-15 годам становятся ленивыми и апатичными. Куда девается блеск в их пытливых глазах, желание жить, хотеть, стремиться? Как и почему происходит эта трансформация?


Детский сад

Представьте ситуацию: в детском саду идёт подготовка к утреннику и ребёнку дают роль цветка. Родители задают резонный вопрос: «Ты хочешь быть этим цветком?». Ребёнок же отвечает, что хочет быть индейцем. Попытка договориться с воспитательницей ни к чему не приводит, так как по сценарию никаких индейцев нет. Подобные ситуации приводят к уже реальному жизненному сценарию: ребёнок примет то, что ему навязывают, но твёрдо усвоит на будущее — раз взрослые так решили, значит, так и надо.

В лучшем случае взрослые люди интересуются мнением близких, но зачастую почему-то только взрослых людей. «Ты будешь на завтрак чай или кофе?» — спрашивает жена у мужа. Взрослые решают, где отдохнуть, что нового купить в квартиру и так далее. А как с ребёнком?

Даём ли мы выбирать, показываем ли, как это делать на собственном примере? Как часто мы спрашиваем, какую кашу ребёнок будет на завтрак?

Садик садиком, но большее и важнейшее влияние на ребёнка оказывает семья. В детском саду ребёнку дали домашнее задание сделать осеннюю поделку. Задание, выполнение которого может быть интересно самим детям, превращается в соревнование родителей. Дерево из камней, картины осеннего леса маслом и многочисленные осенние «икебаны». Что это такое срабатывает в наших с вами головах? Может быть, мы переживаем, что наш ребёнок будет не как все? Или не станет лучшим? Как по мне, так мы до дрожи боимся, что он может в чем-то отставать от других. И если это правда — это провал.

Вот у Пети уже красный пояс по карате, а Вася, вы не поверите, уже КМС по плаванию. А мой не любит плавание и карате, он любит животных и рисование. И это невероятная необъятная печаль для амбициозного родителя, который сам в своей жизни не успел стать чемпионом мира по боксу. Мама, которая в своё время не поступила в лингвистический университет, намерена всеми правдами и неправдами пристроить туда своего ребёнка. Человек, который не талантлив в рисовании, почему-то непременно хочет взрастить в своём ребёнке Васнецова.

Школа

Никто не спорит, что надо научиться писать, читать, разбираться в окружающем мире. Но какие средства использует система? Чёткий распорядок, регламент урока, безальтернативная программа. Абсолютно не учитываются индивидуальные способности и интересы ребёнка. И гиперактивных, и малоподвижных детей заставляют сидеть целых 40 минут и отдыхать всего лишь 10 минут. Школьная программа совершенно не предусматривает увлечений детей и не пытается учить их интересно. Результат уходит на второй план. Процесс и отчёты — вот что важно.

Если в начальной школе ещё не всё потеряно, то дальше — хуже. Взять хотя бы набор обязательных предметов в школе — история, география, физика, химия и остальные несколько десятков, которые якобы нужны для развития широкого кругозора. Система требует, чтобы ученик преуспевал по всем фронтам, тем самым отнимая у него шанс по-настоящему заинтересоваться каким-нибудь предметом. Оценки же сбивают с толку и служат тому, чтобы подавишь в себе настоящие интересы и получить социальное одобрение.

Преподаватели ребёнка ставят в пример, родители хвастаются успехами. Складывается впечатление, что все хорошо. Пока ему не зададут вопрос: «Ну? Уже решил кем хочешь стать?»  В голове ребёнка появляется недоумение и растерянность. Тебя спрашивают, чего ты хочешь. Нужно сделать выбор, ведь ты уже взрослый, но навык выбирать выдран из твоей головы с корнем. Как же принять решение, если раньше за тебя решал кто угодно, только не ты сам? Все было просто и по сценарию. А дальше то сценария нет. Жизнь ведь не по сценарию.

http://mel.fm/blog/sergey-tikhonov/90628-kak-my-ub...