«Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?»

Россихина Елена Николаевна

Мы очень часто задумываемся, почему у обучающихся пропадает интерес к изучению русского языка. Может быть язык стал не модным, или не выгодным? А может мы как - то не так преподносим информацию о богатстве, силе и бесконечной красоте русского языка?

На скамье педагога я оказалась благодаря своему учителю русского языка, которая не заставила меня ни на минуту сомневаться в выборе цели: «Нести мудрое, доброе, вечное». Я никогда не забуду теплый взгляд Галины Алексеевны, её милую улыбку пушкинской Татьяны, а самое главное, её любовь к языку, которой она делилась со всеми своими учениками. Именно она говорила: «Учить русский язык не нужно, его нужно любить, как великое наследие великого народа». С тех пор и я стараюсь придерживаться того же правила. Конечно можно выучить язык, зазубрить его правила, но это не поможет понять «душу языка», его «русский дух».

В наше время большинство людей следуют моде во всех её проявлениях: мода на одежду, на предметы домашнего обихода, на автомобили, на рестораны, даже города и сраны могут быть модными, а могут и нет. В России в последние годы стало модным изучать английский и китайский язык. Но вот русский язык был и остается самым модным и самым востребованным языком. Стоит только обратится к этимологическим словарям происхождения слов, то можно увидеть, как пополнялся наш язык в течение многих лет. А развитие языка в наше время можно проследить в словарях неологизмов. Отсюда мы можем сделать вывод, что мода на русский язык не пройдет никогда. Огромное богатство слов, которые мы оставили в прошлом и нескончаемый поток новых слов и выражений, которые, как вечный двигатель, всегда будут делать наш язык самым богатым, могучим и великим.

Язык постоянно меняется, совершенствуется и, наверное, нужна какая – то специальная инстанция, которая будет учить читать и переводить старые тексты, чтобы не потерять наследие великих классиков. На уроках русского языка и литературы я часто использую давно забытые слова не навязчиво, а просто в беседе с обучающимися. В первый раз мною были употреблены слова «судари и сударыни». Многие даже обиделись, но когда нашли значение этих слов, то были приятно удивлены. Так, время от времени, я напоминаю ребятам забытые историей слова.

Однажды, на одном из уроков, я спросила своих учеников: «Какова выгода в изучении языка?», и очень удивилась, когда получила четкие и неоспоримые ответы:

«В стране сейчас сложный период и от каждой неосторожно брошенной фразы может зависеть наше будущее…»

«Без хорошего знания языка невозможно поступить в престижный ВУЗ…»

«Со многими жителями других стран можно общаться на русском языке, и мне будет стыдно, если я, коренной житель России буду знать свой язык ниже уровня иностранца…»

Мне было очень приятно, когда я получила такие исчерпывающие ответы, и слеза, нет, нет, да и скатилась по моей щеке. Как же приятно осознавать, что подрастающее поколение понимает всю значимость родного языка. Ведь любовь к языку может быть и модной и выгодной.