Высказывания мудрых

Пашкова Людмила Леонидовна

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является учитель. Он – олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа воспитания.

Адольф Дистервег

 

Комментарии

Пашкова Людмила Леонидовна

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций)

Мандрикова Людмила Андреевна

Благородный - путь размышления - супер путь... жаль, но жизнь человека многогранна... и путь опыта слишком часто используется...

Пашкова Людмила Леонидовна

Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. (Драгоманов М. П.)

Пашкова Людмила Леонидовна

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

(Ключевский В. О.)

Пашкова Людмила Леонидовна

ПРИВЕЛА МАМА ДОЧКУ В ШКОЛУ.
Она почти не изменилась с тех пор, как десять лет назад вышла к столу, взяла экзаменационный билет и без подготовки блестяще составила экзамен по истории. Оля Нерубай - гордость класса. Как вчера это было, а сейчас она уже мать, привела записывать в школу дочь. Угадывая мое желание узнать что-то о ее жизни, Оля рассказывает:

- Поступила в институт, но было суждено другое. Вышла замуж, пошла работать. Имею дочь ... Прожили с мужем всего полгода. Расстались ... Если скажешь кому-то об этом горе - сочувственно молчат или утешают какими-то случайными словами. Мне не надо ни сочувствия, ни удовольствия. Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности.

Женщина вздохнула и замолчала. Я почувствовал, что ее волнуют те же мысли, которые волнуют и меня не один год, и спросил:

- Какая же у вас обида?

- За то, что не учили жить. Вы думаете, что мы расстались через какое-то разочарование друг в друге или из-за того, что, как привыкли говорить сейчас, "не сошлись характерами»? Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть женой и мужем. Ни он, ни я - оба не умеем.

Этот разговор с молодой матерью навсегда останется в моей памяти и в сердце. Не один год после этого разговора я думаю: действительно, мы же не учим в школе главному - не учим жить. Учим всему, знают наши воспитанники множество полезных и нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии находится вода на глубине пяти километров, и что было записано в законах царя Хаммурапи, и сколько атомов вещества в кубическом сантиметре межзвездного пространства, и что такое гравитация... Но ничего не знают наши воспитанники о том, как жить семейной жизнью, что это значит - быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей. На педагога, который бы вдруг посвятил воспитательную беседу с восьмиклассниками или девятиклассниками теме: «Взаимоотношения женщины и мужчины в молодой семье», посмотрели бы как на чудака. А между тем говорить об этом гораздо важнее, чем о гробнице ассирийских царей. Ведь слезами и горем детей заканчивается развод родителей.

В течение последних десяти лет я изучил причины разводов 200 молодых семей. 189 разводов произошло как раз из-за неумения молодых супругов понять друг друга. Вступая в брак, юноша и девушка даже представления не имеют о том какую сложную, тонкую культуру взаимоотношений требует жизнь в браке. Им никто не говорил и они не знают, что жить в браке, жить изо дня в день вместе, в одной комнате, не в счастливые часы свиданий, а всю жизнь - это не только радость, счастье, но и большой, ни с чем не сравнимый труд - духовный труд, напряжение и вместе с тем цветение всех духовных сил. Какая великая культура, какая духовная подготовка, какая школа мудрости нужны для этого!

А школы этой, как это ни странно, нет. Жизнь требует, чтобы для юношей и девушек в старших классах средней школы был введен курс «Культура взаимоотношений в семье». И читать этот курс должен духовно богатый, морально прекрасный человек. На убедительных фактах раскрывать перед завтрашними отцами и матерями суть той истины, что жить в браке - это значит постоянно взаимодействовать с человеком - сначала с мужем, с женой, с родителями своими и своей жены, а потом с детьми. Без преувеличения скажу, что это очень сложно и тонко - постичь умом и сердцем эти, казалось бы на первый взгляд, простые жизненные вещи. Повторяю, эти вещи требуют большой мудрости педагога. И если мы по-настоящему откроем перед юношами и девушками мудрость и сложность жизни, это поможет им стать зрелыми и осмотрительными, не будет в них той легкомысленности, которая встречается еще сейчас во взглядах и поступках многих молодых людей.

Если бы мне поручили составление программы этого самого нужного в старших классах предмета - «Культура взаимоотношений в семье», я бы на первое место поставил вопрос культуры человеческих желаний. Ведь, что такое умение жить в браке? Это прежде всего умение руководить, управлять своими желаниями, умение уступать частичкой своих желаний во имя блага супруга, родителей, детей. Расставаться спешат прежде всего эгоисты, индивидуалисты - те молодые люди, для которых личные желания - превыше всего на свете. И был бы в той программе раздел «Гармония желаний в молодой семье». Раскрывая содержание этого раздела, я бы подверг детальному анализу то, что делается в молодой семье, на обучающих примерах показал бы, как возникают человеческие желания, какие из них можно удовлетворять и в каких именно условиях, а какие надо уметь сдерживать; как подчинять свои желания интересам семьи.
Раскрою маленькую тайну. Курс «Культура взаимоотношений в семье» есть. Мы уже несколько лет учим ребят, как готовиться к браку и жить супружеской жизнью, в чем заключается высокая культура взаимоотношений в семье, как воспитывать своих детей. Конечно, преподавать этот очень важный предмет в условиях, когда в учебном плане на подобные темы не выделяется и часа, - нелегко. Но каковы бы ни были трудности, мы побеждаем их, потому что знаем, что предмет этот не менее важен, чем математика, физика, химия... Если не самый важный. Думайте сами: не всем быть физиками и математиками, а родителями быть всем, мужьями и женами - всем.

Пусть не поймет меня читатель так, будто я унижаю роль математики и других естественных наук. Без знания этих предметов невозможно даже войти в прихожую науки. Но все же знания о человеке - еще важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений должен стоять первым, потому что мы живем в век Человека. Хочется нам этого или нет - это будет. Но было бы лучше, если бы это время для нашей школы пришло скорее.

Автор: Сухомлинский В.А. Привела мама дочку в школу... / В.А.Сухомлинский // Коммунист Украины. - 1968. - № 10.

Мандрикова Людмила Андреевна

Полностью согласна со словами автора!

Пашкова Людмила Леонидовна

Спасибо за отзыв, Людмила Андреевна!