План - конспект «открытого» урока изобразительного искусства"Античная расписная керамика"

Рассохина Елена Анатольевна

Античная расписная керамика.

Цель урока: познакомить обучающихся с произведениями  античного искусства гончаров, искусством древнегреческой керамики, видами и особенностями росписи, мотивами греческой вазописи, систематизировать и обобщить знания обучающихся об искусстве и культуре Древней Греции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_antichnaya_vazopis.doc604 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект  «открытого» урока изобразительного искусства

Дата проведения: 12 мая 2014  года

Класс: 7 «Б»

Учитель: Рассохина Елена Анатольевна

Тема урока:  «Античная расписная керамика". 

Цель рока: познакомить обучащихся с произведениями античного искусства гончаров (вазами, чашами, сосудами), искусством древнегреческой керамики, видами и особенностями  росписи, мотивами в греческой вазописи,  систематизировать и обобщить знания учащихся об искусстве древней Греции.   

Задачи урока:

Образовательные

  • Совершенствовать навыки работы кистью;
  • Совершенствовать приемы построения композиции, при выполнении орнамента;
  • Закрепить технические навыки работы гуашью;
  • Продолжение знакомства с искусством Древней Греции

Развивающие

  • Развивать чувство прекрасного;
  • Развивать  творческое мышление, воображение;
  • Включить учащихся в активный познавательный процесс;
  • Развивать образное представление, зрительную память.

Воспитательные

  • Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
  • Пробуждать чувство добра и бережного отношения к историческим ценностям греческого народа;
  • Продолжать работу по накоплению фактического материала для углубления усвоения знаний и понятий, последующих обобщений мировоззренческого характера.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, наглядный, словесный, практический.

Оборудование и материалы к уроку:

кисти № 2, 3, гуашь, акварель,  шаблоны, повторяющие форму  греческого сосуда.

Зрительный ряд: фотографии изделий древнегреческой керамики, плакат с изображением различных форм сосудов, таблица с изображением одежды древних греков, плакат с изображением корабля, компьютерная презентация. На доске четверостишие  стихотворения А. Н. Анухтина «Греция»:

Поэт, ты видел их развалины святые,

Селенья бедные и храмы вековые, -

Ты видел Грецию, и на твои глаза

Являлась горькая художника слеза…

Литературный ряд: отрывок из поэмы Гомера.

Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия - танец “Сиртаки”.

План урока:

  1. Организационная часть – 2 мин. 
  2. Основная часть:              - 15 мин.
  • Сообщение темы и целей урока – 3 мин.
  • Беседа – 8 мин. 
  • Инструктаж – 4мин.
  1. Самостоятельная работа учащихся – 20 мин. 
  2. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока

  1. Организационная часть

1.Приветствие учащихся.

2.Проверка отсутствующих.

3.Проверка готовности к уроку.

4.Организация рабочего места.

II. Основная часть.            

Сообщение темы и целей урока

- Вспомните, как звучит тема четверти? (“ Реальность жизни и художественный образ” на примерах  роли искусства в понимании вечных тем жизни и наиболее значимых произведениях в искусстве европейском и русском.).

- С искусством какой страны мы знакомились на предыдущих уроках?

- Сегодня мы продолжаем знакомства с искусством Древней Греции. Тема нашего урока “Античная расписная керамика” - выполнение росписи сосуда. А эпиграфом к уроку будут слова великого древнегреческого поэта Гомера: “О, Греция!

Из глубины веков я слышу звуки праздника.

Яви свой лик, богам подобный!

Пусть зрители увидят твое искусство!”

- С культурой и искусством древнегреческого народа мы знакомились на прошлых уроках. Этот кроссворд позволит закрепить ваши знания. Ключевое слово нашего кроссворда “Античность”, от лат. слова “антигиус”, т. е. “древний”, и говоря “античное искусство” - мы подразумеваем искусство Древней Греции и Рима.

Вопросы:

  1. Главный храм Акрополя.
  2. Богиня, в честь которой построен Парфенон.
  3. Одежда древних греков из легкой струящейся ткани.
  4. Древнегреческий скульптор, автор скульптуры “Дискобол”.
  5. Мастер, создающий изделия из глины.
  6. Так называли себя древние греки.
  7. Порядок расположения элементов в древнегреческой архитектуре.
  8. Верховный бог.
  9. Древнегреческий скульптор, написавший теоретический труд “Канон”.
  10. Древнегреческий философ.

Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. Древние греки создали искусство, понятное не только одним эллинам, но и всем другим народам. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Идеалом Древних греков стал образ гармонически развитого человека - гражданина.

Описание: В сиртаки невозможно не влюбиться / Читальный зал / Греция

 Объяснение нового материала.

- На прошлом уроке мы познакомились с секретами изготовления керамической посуды древних греков. Говорили о том, что изделия гончаров очень ценились.

- Как вы думаете, почему?

- Вспомните, как называлось предместье Афин, где жили гончары? (“Керамик”, от греческого слова “керамос”, т. е. “глина”, а отсюда уже и слово “керамика” - изделие из обожженной глины).

- В Древней Греции были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов.

- Что еще вам известно о древнегреческой керамике? (Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы).

- Назовите виды древнегреческих сосудов, вспомните, для чего они служили?

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов.

Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.

Кирик - широкая чаша с ручками для вина.

Пиксид - сосуд для хранения женских украшений.

Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.

Рис 1.

Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Вазопись, так мы называем искусство росписи.

- Существовало два стиля вазописи. Более ранний стиль – чернофигурный – сформировался к VI веку до н. э. Черные фигуры изобретали на оранжево-красном фоне.

В V веке фон стал черным, а фигуры – оранжево-красными, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный.

                           

Рис. 2.                                                                Рис. 3.

Презентация «Древняя Греция. Вазопись».

Внимательно рассмотрите фотографии и видеоизображение в презентации с изображением древнегреческой вазописи, как вы думаете, какие сюжеты изображали древнегреческие мастера?

- Действительно, вазопись является своеобразной иллюстрацией жизни древних греков. Именно роспись ваз дает нам наглядное представление о верованиях и быте народа.

Основные сюжеты – это фрагменты легенд-мифов. Почему? (В образе богов греки воплощали представление о совершенном человеке и сами стремились достичь этого идеала).

- Вспомните и назовите героев древних мифов. (Верховный Бог – Зевс; Клио – муза истории; Терпсихора – муза танца; Геракл – сын Зевса, совершивший 12 подвигов: умертвил девятиглавую гидру, задушил неуязвимого немейского льва и т. д.( за эти подвиги Зевс даровал ему вечную жизнь); Одиссей – царь острова Итака, известен своим умом и храбростью, о его странствиях повествует “Одиссея” Гомера (ослепил циклопа, проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, приковал себя к мачте); Ахилл – воин, младенцем мать окунула его в священные воды Стикса, отчего его тело стало неуязвимым; бог моря Посейдон и его сын Тесей, который совершил немало подвигов, в Кносском лабиринте уничтожил Минотавра и нашел выход оттуда с помощью клубка Ариадны; Гермес – сын Зевса, подаривший людям огонь.

Помимо мифологических сюжетов изображались сцены из жизни: погребальные обряды, военные действия, празднества, гимнастические игры и состязания.

- Чтобы ярче представить эпоху того времени, давайте на несколько минут перенесемся в то время и послушаем, как жители Эллады поведали бы нам о росписи сосудов.

Рис. 4

1-й ученик: В веке VI, задолго до нынешней эры, в Греции славной жил вазописец, умелый, Эксекий. На кратерах красных черным писал он фигуры античных героев.

Доблестный воин Ахиллес, на бессмертных похожий, жизненный путь избрал он краткий, но славою полный.

Аякс – богатырь высокий такой и могучий. Он головой и плечами всех превышает. После Ахилла, воин он самый храбрый и сильный.

Ахилл быстроногий и храбрый Аякс меж собою дружили. В битвах жестоких немало врагов одолели. Здесь же мы видим друзей, увлеченных мирной игрою.

Рис.5

2-й ученик: Годы прошли, сменялись цари и поэты. В веке далеком, пятом, до нынешней эры черные вазы с фигурами красного цвета выполнил мастер Ефроний. Пишет героев античных он, в сраженьях, не знающих страха, пишет богов, что живут на Олимпе, а также актеров. Маски надели они и явили народу искусство. Мастер, желая укрепить чудесные вазы, орнаменты ввел из веток плюща и листьев оливы, овы писал, розетки и волны, что несут корабли и земляки родным и брегам чужестранным.

Итак, теперь мы с вами знаем, что в VI веке доминирует чернофигурная вазопись, с четким силуэтом, выразительным жестом и движением. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на фоне глины. Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий.

К V веку появилась новая техника вазописи – краснофигурная роспись со светлыми фигурами на черном фоне. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции.

Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.

Презентация «Античная керамика. Закрепление знаний. Рефлексия».

111. Самостоятельная работа учащихся

- У каждого из вас подготовлен шаблон, повторяющий силуэт древнегреческого сосуда. Ваша задача укрепить свое изделие, росписью по мотивам греческой вазописи. При этом вы должны учесть следующее:

  1. Выбор сюжета росписи.
  2. Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета. Чтобы подчеркнуть форму предмета, помещаем роспись в полосе (показ на доске).
  3. Сюжетное изображение дополняем орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи. С элементами древнегреческого орнамента мы знакомились на прошлом уроке. Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда.
  4. Первая группа работает в черно-фигурном стиле, вторая группа – в красно-фигурном.

- Помогать в выполнении рисунка вам будут таблица, напоминающая о том, как одевались древние греки и музыка. Во время вашей работы будет звучать национальная греческая музыка - танец “Сиртаки”. Вот как о нем сказал Гомер: “Юноши в хоре и девы, одетые в легкие платья, за руки взявши друг друга, сиртаки плясали. Быстро они на проворных ногах в хороводе кружились, также легко, как в станке колесо под рукою привычной, если горшечник захочет проверить, легко ли вертится”. Изображение танца может служить сюжетом вашей работы.

Через 10 мин от начала самостоятельной работы проводится физкульминутка ( можно попробовать элементы танца «Сиртаки).

Описание: http://stat17.privet.ru/lr/09254d630f0c920f340c4d4ca01c7129

               

Рис. 6        Рис. 7                       Рис. 8

1V. Подведение итогов урока

- Из истории мы с вами знаем. Что древние греки много путешествовали, вели обширную торговлю, поэтому я хочу, чтобы сейчас те изделия, которые у вас получились, мы поместили на этот древнегреческий корабль.

- Вот наш корабль, крепкопалубный, весла и мачты. Корабль быстролетный, подобный крылу или мысли. Загрузивши товары, у богов мы попросим защиты, мачту поднимем и белый на мачте расправим мы парус. Ветер попутный поймаем и выйдем в широкое море. Путь наш нелегкий к чужедальним лежит берегам.

- Ну а мы с вами еще раз удивимся и полюбуемся красотой формы и росписи древнегреческих сосудов.

- Тысячелетия отделяют нас от древних греков, неузнаваемо изменился мир, но до сих пор произведения античного искусства доставляют нам художественное наслаждение и служат нормой и образцом.

Выставка работ учащихся.