Я-учитель!

Кузьмина Ирина Александровна

«Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа, – эти замечательные слова принадлежат выдающемуся немецкому педагогу  Адольфу Дистервегу. Меня судьба привела в школу. Я – учитель!  Горжусь этим званием и счастлива от того, что имею возможность заниматься любимым делом, ставшим смыслом  всей моей жизни.

            С выбором профессии я определилась уже к седьмому классу. Решила, что  непременно стану учителем. Ни в какой другой роли себя просто не могла представить.  Наверное, потому, что педагоги родной школы сумели привить любовь к этому  благородному труду. Думаю, именно  их отношение к своим предметам и к нам, ученикам,  определили мой профессиональный выбор.

             Окончив школу, решила поступать в Старицкое педагогическое училище, однако,  родители  моего решения не поддержали. Настаивали, чтобы шла учиться на бухгалтера. Я очень благодарна своему школьному наставнику Нефёдовой Вере Викторовне, которая смогла в беседе с моей матерью подобрать нужные слова и убедить её в том, что с выбором своего жизненного пути я должна определиться сама.

                  И вот за плечами уже двадцать лет педагогического стажа. Двадцать замечательных лет, которые подарила мне школа - удивительная страна, в которой каждый день не похож на предыдущий.

             Да, профессия учителя нелегка. Бессонные ночи,  бесконечные переживания,  стопки ученических тетрадей, технологические карты, планы, отчёты, педсоветы, семинары, конференции… Не каждому по плечу такая ноша. Но  без трудностей не испытать радости побед, ибо только трудности порождают способности, необходимые для их преодоления!

            Я не просто учитель. Я – первый   учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи, а значит, на мне лежит огромная ответственность за его обучение, воспитание и развитие. Ведь родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть. «Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой бриллиант не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть или огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать четко, заранее определивши, что ты хочешь из него сделать?» - говорил А.В. Луначарский.

              Каждое утро я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних – настороженность,  в других – интерес,  в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные – мои дети! У каждого свой особый мир, который я не вправе разрушить. Сложность нашего труда  заключается в том, чтобы найти  путь к любому ребёнку. За годы работы в школе я приобрела драгоценный опыт общения с детьми. Теперь я точно знаю, что ребёнка надо принимать таким, какой он есть. Любить его таким. И верить в него. Каждый ученик  уникален, нужно лишь помочь ему раскрыться, обеспечить ему условия  для дальнейшего  развития. Важно ежедневно создавать для него ситуацию успеха, отмечать любое его достижение. И не в сравнении с достижениями других, а в сравнении с самим собой, с его вчерашними достижениями! Обеспечение ситуации успеха на уроке для каждого ребенка – важная составляющая моей педагогической деятельности.

            В условиях современной школы деятельность учителя разнообразна, и все-таки центральное место в ней занимает урок. Хороший урок пролетает незаметно. Звенит звонок. Дети удивляются: «Уже всё?» Считаю, что на занятиях не должно быть места скуке.  В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы, годы. Это разрушает морально, калечит человека…».  Стремлюсь к тому, чтобы мои уроки были интересными и содержательными, чтобы на них все были заняты делом. Моя роль - быть опытным консультантом, под умелым руководством которого учащиеся приобретают знания. Моя функция - не учить детей, а научить их учиться. В своей работе придерживаюсь принципа: «Сегодняшний урок – самый главный, так как завтра уже будут другие уроки». 

             Одно из значимых направлений моей деятельности - раскрытие творческого потенциала детей. Хочется процитировать слова французского писателя Франсуа Рабле: «Ребенок – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Дать знания детям – важно, но помочь ему стать творцом, умеющим работать над собой – куда важнее! Великий русский писатель Л.Н. Толстой считал, что если ребенок не научится творить, то в жизни он всегда будет только подражать. Уверена: успех приходит тогда, когда учитель опирается на инициативу, самостоятельность детей. Творчество, творчество … и еще раз творчество! Придя на урок, ребенок хочет творить, изобретать. И важно не погасить эту искру, а разжечь пламя, чтобы учение превратилось для него не в пытку, а в интересное занятие. Моим детям очень нравятся уроки литературного чтения. Почему? Ответ прост: они дают им широкий простор для творчества. Изучив произведение, я часто предлагаю им творческие задания. Кто-то сочиняет стихотворение, кто-то рисует иллюстрацию, готовит творческий пересказ, инсценировку, составляет кроссворд, придумывает вопросы для викторины и т.п. Каждый выбирает задание по душе. Для моих учеников  проверка домашнего задания – пожалуй, самый приятный этап урока. Каждому (!) хочется выступить и представить результаты своего труда. В результате такой работы у детей появляется интерес, им не бывает скучно.

            Для развития творческих способностей детей считаю необходимым учитывать следующие принципы:

·        знания – фундамент творчества, т.к. творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний;

·        строгий отбор учебного материала;

·        многократность повторения (по-разному организованного!) изучаемого материала;

·        разностороннее развитие ребенка;

·        формирование устойчивого интереса к учению;

·        обучение грамотному выполнению заданий;

·        постоянный контроль;

·        индивидуальный подход.

          Немало возможностей для раскрытия творческого потенциала ребенка дает внеклассная деятельность. Нам с детьми  нравится организовывать праздники, на которые мы обычно приглашаем мамочек, отцов, дедушек и бабушек. Ребята (все без исключения!) любят выступать перед публикой, поэтому таких праздников они ждут с огромным нетерпением, добросовестно к ним готовятся. В них бывает задействован каждый,  никто не чувствует себя «лишним». А как приятно смотреть на светлые, радостные лица детей и гостей по завершению праздника!

              «Ребенок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям», - писал французский педагог Селестен Френе. Поскольку для младших школьников игра остается все еще ведущей  деятельностью,  на моих уроках имеют место элементы игровых технологий. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более результативно достичь поставленной цели занятия.  С помощью игр можно снять психологическое утомление, создать обстановку радости на уроках. Словом, игровые формы и методы обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.

              Сегодня, пожалуй, сложно представить занятие в школе без применения информационно-коммуникативных технологий. Овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по практическому использованию ИКТ. Научилась создавать мультимедийные ресурсы, активно применяю их в учебном процессе. Часто при подготовке к занятиям обращаюсь к ресурсам Интернета. Считаю, что Интернет сегодня – это не способ развлечений, а серьезная база, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания. Зарегистрирована на многих образовательных сайтах и порталах, перенимаю опыт коллег и размещаю  свои материалы.

   Современных школьников  сложно чем-то удивить, скорее они удивят учителя. Чтобы их заинтересовать учебной деятельностью, необходимо  соответствовать им. Нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять свежие идеи в работу.  «Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить»- писал профессор В.М. Лизинский. Постоянно учусь вместе с детьми, совершенствую свои знания,  осваиваю новые технологии. Стараюсь идти в ногу со временем, уважая старые традиции и не боясь нововведений. Участие в конкурсе  для меня –  это тоже своего рода учеба, еще одна ступенька  в  самосовершенствовании. Это анализ того, что я умею, чему меня научили мои учителя и ученики, и чего мне еще нужно достичь. Совершенствуя свое мастерство, делюсь своим опытом с коллегами. «Когда мы делимся своим опытом, мы обогащаемся сами», - сказал один мудрец.                            

            Каждый человек желает добиться определенных результатов в своей деятельности. Я – не исключение.  Результаты деятельности учителя  – это успехи  его учеников.  Насколько они будут успешны в жизни – покажет время. Работа с детьми научила меня главному: не смотря ни на что – не сдаваться, не опускать руки, даже когда результата не видно или он незначителен. Главное – двигаться дальше, двигаться вперед, искать новые пути и верить в лучшее. И оно обязательно наступит!

          «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь» - писал В.А.Сухомлинский. Уверена, что лучший свой урок я ещё не дала. Он ждет меня впереди…                                                                                                                                    

             

 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

Отлично сказано: Лучший урок ещё впереди! Ирина Александровна, желаю Вам новых творческих успехов и находок. Побывала на вашей странице - вы великая труженица! Так держать!С ув. Т.М.

Кузьмина Ирина Александровна

Благодарю Вас, Татьяна Михайловна, за оценку моего труда!

Мандрикова Людмила Андреевна

Ирина Александровна, очень приятно познакомиться с замечательной коллегой - пусть и заочно!
Вы творческий, думающий педагог - и ученики Ваши очень талантливые!!!
ВСЕМ добра, успехов и удачи во всех ВАШИХ начинаниях!