МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Варёнова Наталья Леонидовна

Изменения,которые происходят в обществе определяют вызовы к сфере образования. Среди них
— ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сегодня мы имеем слабые представления. Современные дети, которые будут продолжать свою трудовую деятельность примерно в середине начавшегося века и далее, будут жить в мире, который нам трудно сегодня представить. Однако нам необходимо сегодня стремиться к влиянию на этот будущий мир: только нашей сегодняшней заботой можно обеспечить его человечность. А человечность – это результат развития культуры в обществе. Образно говоря, культура это не «сундук с традициями», а живое, растущее древо, — то есть позитивный, реализованный, осмысленный и освоенный новыми поколениями результат социального опыта.

            Сегодня смысл образования понят как развитие личности учащегося на основе использования
социального опыта, элементом которого является и собственный опыт школьника, его способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности. То есть задача состоит в том, чтобы научить детей самим и постоянно, в течение всей жизни формировать свои умения и знания в соответствии с потребностями изменяющегося мира.

 Частичка «мета» переводится как «над», «за» пределами чего-то, как область большая, чем сам предмет, как то, что за предметом. Метазнание» понимается как понимание способов использования знаний,
понимание смысла и назначения своих знаний и умений. В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. Как эта задача воплощается в деятельности учителя изобразительного искусства? Учителю необходимо уметь понимать обучающий смысл и развивающую личность ученика цель для каждой учебной темы. Понимать и уметь формулировать учебные результаты каждого занятия. Это и позволит добиваться именно метапредметных  результатов обучения.

            Учителю помогут составленные нами в соответствии с требованиями ФГОС новые по своей
форме рабочие программы. В них четко определены цели и результаты обучения для каждой темы на основе личностно развивающего обучения, принципа системности и деятельностного метода обучения.

            Требования к метапредметным результатам обучения это новый методологический подход в
отечественном образовании. Но все, что возникает, и тем более утверждается как общее требование, образуется не на пустом месте, а подготовлено длительными педагогическими поисками. И нам в преподавании Изобразительного искусства не приходится ломать привычные формы: художественно-педагогическая школа Б.М.Неменского формировалась в контексте разработки отечественными учеными – психологами и дидактами культурологической и системно-деятельностной методологии. Цели метапредметных технологий нам должны быть понятны, так как они всегда были основанием художественно-педагогической школы Б.М.Неменского. Однако, современные условия по новому раскрывают и конкретизируют требования к результатам обучения на уроках изобразительного искусства, а также во время внеурочной деятельности по формированию личностных качеств учащихся. Ведь когда мы говорили: «Искусство – как духовная культура» — по сути, мы предполагали именно формирование личностных и метапредметных  качеств учеников средствами овладения ими основами художественной культуры.

            Преподавание изобразительного искусства на основе метапредметных технологий напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Метапредметный подход задает нам новые возможности и предъявляет более строгие требования работы с мировоззрением детей, с их
самоопределением, с обретением ими самостоятельной активности и устремлений в понимании мира вокруг нас, в самостоятельных их усилиях обретения смысла жизни. Мы способны формировать отношение к нашему предмету у учащихся как особой школе становления необходимых связей в  системе «человек — общество — природа».

            Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют
содержание образования.  И  на своих занятиях мы имеем возможности создавать для этого педагогические условия, которые имеют особую личностную значимость и не заменимы в современном мире другими школьными предметами.

 

Учитель сегодня должен стать конструктом таких педагогических ситуаций, таких заданий,
в ответ которым учащиеся смогли бы создавать собственные продукты в освоении знаний. Но ведь у нас на занятиях именно так и происходит, если, конечно, учитель не пытается навязать ученикам готовый образец и не регламентирует пошаговое «изготовление» продукта, тогда уж в кавычках, 
«творчества» детей. Значит дело в учителе, который боится работать по тем методам, которые предлагаются в наших учебниках, не доверяет исследовательским, поисковым возможностям учеников, и у них, тогда получается «изделие», а не произведение. Сделанное по образцу легче оценить, но оно не способствует подлинному развитию. А художественное развитие предполагает в качестве результата на каждом этапе обучения развитие базовых способностей ученика: то есть его чувств, способности действовать, мышления, понимания, его коммуникативных и рефлексивных способностей. 

            Под руководством учителя, который обучает инструментарию, художественному действию,
ребенок учится на основе своих переживаний, в опоре на свой жизненный опыт и свои индивидуальные качества, учится  искать и находить свое решение заданий по теме урока. И, тем самым, его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры, то есть  позитивной истории формирования
человечности в человеке. 

Предмет «Изобразительное искусство» последовательно формирует умения наблюдать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстетических переживаний, то есть с позиций прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического. Тем самым создается инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориентации ребенка не на основе только заданных моральных правил, но как творческое поисковое понимание
человеческих отношений, на основе личностных переживаний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия, развиваются ассоциативные качества мышления ребенка, которые являются действенным механизмом для творческой мобильности мышления, умения образовывать неожиданные связи, быстрее и ярче определять главное в явлении, способности целостного его видения. развиваются  способности самостоятельной активности в действиях с различными материалами, понимание связей между характером материала и продиктованными этим характером свойствами результата. Развивается способность действовать в неопределенных правилами и образцами обстоятельствах, где необходима выдумка, неординарность решения. Немного существует учебных предметов, где ребенок обладает такой свободой реального
воплощения в конкретных видимых и обсуждаемых результатах, где есть конструктивная игра, а затем коммуникативная значимость результата творческих усилий ребенка.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» формирует способы ориентации растущего человека в истории культуры, в национальных и глобальных аспектах культуры, в способах культурной самоиндентификации, что чрезвычайно важно, актуально в условиях современных социальных процессов. Умения видеть и понимать человечески значимые смыслы в материальной культуре, создающей среду жизни, а, следовательно, воспитывающей  многие качества, определяющие поведение человека, это необходимое условие личностной свободы современного человека, его права на самоопределение, на выбор себя, на свою идентичность. Это важнейшая сторона в современном содержании предмета «Изобразительное искусство», то есть предмета визуально — пространственного
понимания мира, имеющая широкое метапредметное  значение.

Современное пространство визуальных текстов, которое создает непрерывно развивающаяся информационная среда, предъявляет к нам, преподавателям визуальной культуры, особые требования. Информационные компьютерные технологии (ИКТ) мы должны понимать не только с позиций овладения постоянно развивающимися и изменяющимися техническими средствами, что естественно является необходимым условием нашей профессиональной деятельности и формой обучения детей. Мы должны отвечать этим вызовам умением развивать визуальное мышление человека, формировать его визуальную мыследеятельность. 

Метапредметные  результаты  характеризуют уровень сформированности  универсальных учебных действий учащихся (УУД), проявляющихся в познавательной, регулятивной, коммуникативной практической творческой деятельности учащихся. 

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности: это умение определять цель своей работы, в том числе учебной, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь с позиции адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности.

Художественное познание связано с умением строить художественный образ, то есть, определяя отношение к явлениям жизни, выделять эмоционально главное в видимом, сопоставлять и
сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор, то есть выбор существенного для своих целей. Художественное познание для ребенка особенно связано с особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, с обучением видеть, как мы называем это процесс мыследеятельности.

Коммуникативные универсальные учебные. Важнейшей социальной функцией искусства являются его коммуникативные свойства: визуально-пространственные искусства являются организаторами
среды общения людей. Поэтому вопросы  развития коммуникативных способностей учащихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. К развитию коммуникативных качеств учащихся имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, и собственное художественное творчество, и становление понимания  социальных функций искусства. В качестве учебных действий следует рассматривать обсуждение работ учащихся, выставки, разные формы организации коллективных работ, оформление праздников и др.

 

Результатами художественно-коммуникативных действий в процессе обучения являются умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, умение понимать и вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, умение отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих, как способность ученика к сотрудничеству, уважению чужого мнения и права быть Иным, умение вести диалог, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения и др. В качестве метапредметных  результатов обучения следует также назвать:

-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих
задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение
творческих проектов;

-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;

-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;

-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов:

-овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы.

 

Следует также назвать личностные результаты художественно-эстетического обучения, которые
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

-эмпатические свойства личности, способности к эстетическому переживанию, созерцанию
окружающего мира, проявленность чувства интереса к явлениям жизни;

-способности к эмоционально-нравственной и ценностно-смысловой ориентации в
окружающем мире; культуросообразная оценка явлений реальности;

-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;

-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом 
отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

-понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде, умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.