ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕШНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ.

Два слова – НЕУСПЕШНОСТЬ и НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – хоть и фонетически похожи, но имеют разные значения. Понятие неуспеваемости отражает неэффективность учебной деятельности, важной, но отнюдь не единственной составляющей того, что должна давать школа. Неуспешность может проявляться в недостижении не только образовательной, но и других целей школы. Успеваемость (или неуспеваемость) оценивается баллами, для неуспешности пока не изобретено никакой системы измерения, даже такой несовершенной и десятилетиями критикуемой, как школьные оценки.

Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, таких как:

·         Постоянно высокий уровень тревоги

·         Низкая мотивация учиться

·         Нарушения внимания, памяти

·         Неусидчивость или уход в себя

·         Заниженная (или неадекватная) самооценка, представление о себе как о «безнадежном», «плохом ученике»

·         Неуверенность в себе

·         Неверие в возможность удачи

·         Ожидание помощи от других

 

Успешность (или неуспешность) как понятие имеет несколько аспектов: психологический, социальный, профессиональный и др. Я остановлюсь на том, который непосредственно касается нас, учителей-предметников, и связан с успеваемостью наших учеников, т.к. хорошая успеваемость в школе – это залог и основа будущей успешности любого человека.

 

Как мы можем помочь стать ученику успешным? Очевидно, наша задача (я имею в виду предметников) - повышать мотивацию к учебе, развивать память, заставить обучающихся поверить в свои силы и способности. Любая деятельность должна быть успешной, иначе она теряет всякий смысл. Успешная деятельность определяет устойчивый интерес к ней, эмоциональную и психологическую комфортность человека.  Мы должны стремиться к тому, чтобы на каждом уроке создавать ситуацию успеха для каждого ученика. Если обучающийся будет получать хорошие оценки, соответствующие высокому уровню знаний, он почувствует уверенность в себе, что, конечно же, приведет к успешности в других делах и начинаниях.

 

Поделюсь опытом преподавателей нашего МО.

Работая с недостаточно успешными обучающимися, преподаватели нашего МО  подбирают задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, оказывающие  оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний. И здесь трудно переоценить использование ИКТ, без них  работу современной школы представить невозможно.

Для подготовки обучающихся к сдаче экзамена преподаватели объединения активно используют сайт «Решу ЕГЭ», где учитель может со­ста­вить неограниченное ко­ли­че­ство необходимых ему про­ве­роч­ных работ, вос­поль­зо­вав­шись случайным ге­не­ри­ро­ва­ни­ем теста, по­до­брав определённые за­да­ния из ка­та­ло­га или вклю­чив в ра­бо­ту собственные за­да­ния.

Для каж­дой работы си­сте­ма выдаст ин­ди­ви­ду­аль­ную ссылку, со­дер­жа­щую номер варианта, ко­то­рый нужно со­об­щить учащимся. Уча­щи­е­ся (дома или в школе) вво­дят полученную ссыл­ку на стра­ни­це «Ученику», про­хо­дят тестирование и со­хра­ня­ют результаты, нажав кноп­ку «Сохранить результаты».

Способствует повышению мотивации работа с экзаменационными заданиями на сайтах ФИПИ, «Незнайка.ру» и др.

Постепенно выполнение большого количества однотипных заданий приведет к тому, что ученик начнет с ними справляться, это придаст уверенность в силах, и это один из шагов к успешности. Когда обучающийся с уверенностью говорит: «Я могу!» - это пусть маленькая, но победа.

 

 

Если в 9-11 классах самая главная задача – подготовка к успешной сдаче экзаменов, то в 5-8 классах мы используем ИКТ для закрепления и обобщения материала.

 

В этом нам помогают  дидактические игры. Дидактическая игра – способ активизации речемыслительных умений школьников. На уроке русского языка можно использовать различные задания с целью пробуждения интереса к предмету, развития познавательных способностей, умения анализировать и выбирать. Игра служит средством повторения и обобщения сведений о конкретном языковом явлении. Можно использовать такие формы, как кроссворд, загадки с объяснением орфограмм, ребусы. Например, ребусы с дальнейшим фонетическим разбором отгаданного слова. В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание. Фонетический разбор проводится с целью развития речевых навыков. 

Когда тема изучена, мы проводим викторины (как по ря, так и по литературе).

Викторины и КВН, тематические игры типа «СВОЯ ИГРА», электронные тесты вызывают большой интерес абсолютно у всех и способствуют закреплению знаний.

Игры всегда интересны обучающимся, в них могут с неожиданной стороны проявить себя те, кто на обычных уроках бывает пассивен, безразличен. В игре же  могут реализоваться какие-то скрытые ресурсы ребёнка.

 Конструирование. Развивать речь – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений и словосочетаний, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Для конструирования словосочетаний и предложений на уроках русского языка можно использовать такие творческие задания, как представленные на слайде.

Проектная деятельность. Проект способствует  проявлению интеллектуальных способностей, коммуникативных качеств, демонстрирует уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе работы над проектом учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность (нескольких учеников или учителя и ученика)  реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового проектов.

Начинать активно использовать метод проектов как способ предупреждения неуспешности можно уже в 5 классе (конечно, это будут еще не исследовательские проекты, а пока только творческие или игровые). И это тоже ступень на пути самоутверждения подрастающего человека.

 

1.      Взаимопроверка, взаимодиктанты также широко используются преподавателями МО (обучающиеся сами составляют диктанты, тесты, кроссворды. Такие задания выполняются всеми с интересом).

 

2.      Уроки-инсценировки (на уроках литературы) мотивируют учащихся обращаться к текстам произведений (что важно, т.к. в целом в обществе очень остро стоит проблема НЕЧТЕНИЯ). Кроме того, сцена (даже если она ограничена размерами одного учебного кабинета) раскрепощает, ученики начинают смотреть друг на друга новыми глазами. Заучивание текстов с последующим их озвучиванием способствует совершенствованию владения речью, что очень важно в процессе формирования личности, т.к. развитая речь -  показатель развитого мышления.

 

Преподавателям нашего МО хотелось бы вернуться к практике прошлых лет, когда мы приглашали в школу филармонию. В школу в удобное для нас время приезжали ведущие солисты и камерные ансамбли филармонии, выпускники Московской консерватории и Гнесинской академии музыки, артисты московских театров, а также лекторы-музыковеды филармонии — специалисты, обладающие всесторонними знаниями, культурой слова, опытом и талантом общения с детской аудиторией. Программы  концертов-лекций, тематических бесед, литературно-музыкальных композиций разработаны с учетом особенностей восприятия детей разного возраста. Концерты филармонии всегда оказывались незабываемыми  и очень полезными «уроками» .

 

Эффективное средство предупреждения неуспешности  - индивидуальная работа. Учебный материал разбивается на уровни, формируются критерии оценки деятельности учащихся: программа максимум и минимум. Учитель определяет уровень развития знаний, умений, навыков учащихся, их готовность к дальнейшему изучению материала, выделяется материал для повторения каждым учеником, формируется карта индивидуальных достижений учащихся.

 

Таким образом, работа по предупреждению неуспеваемости школьников на уроках русского языка идет по двум направлениям: с одной стороны, мы совершенствуем методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса или группы и отдельных учеников, с другой – применяем систему воспитательных средств воздействия на учеников с тем, чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к предмету, а наоборот вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению трудностей. И как итог, у обучающихся формируется желание быть успешным  и из любой ситуации выходить с честью, с высоко поднятой головой.