ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ , СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.

Использование информационно- коммуникационных технологий в целях организации образовательной среды , способствующей формированию жизненных компетенции обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ , СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.

Подготовила : Костюнина Т.С.

Одним  из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет эффективность процесса обучения. 

Для детей с ОВЗ характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение более осознанным, нужны новые технологии. 

Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников с ОВЗ исследуется различными авторами, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем. У значительной части учащихся с ОВЗ наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у многих остается на прежнем уровне или даже снижается.

Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. 

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является перспективным направлением развития специального образования, методов и средств эффективной организации процесса обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). За последние годы значительно усложнился контингент детей, обучающихся в коррекционных школах.  Одной из важных педагогических технологий  для использования в коррекционной школе является  ИКТ.Использование современных средств ИКТ в  коррекционной школе значительно расширяет возможности педагогов максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, осуществлять коррекцию нарушенных функций, способствовать улучшению эмоционально-волевой сферы, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей, создавать благоприятные условия для включения проблемного ребенка в активный познавательный процесс, позволяющий привлечь и удержать внимание детей, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать живой интерес к себе и происходящему.

Внедрение ИКТ школах- интернат , прежде всего, даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию учащихся с ограниченными возможностями к получению и усвоению новых знаний. ИКТ способны оживить учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую элементы видеофильмов для более полногораскрытия смысла слов .
Сегодня, в век компьютерных технологий и Интернета, можно найти много полезной информации в Интернете.

При использовании ИКТ в обучении детей с ОВЗ, необходимо соблюдать СанПин 2.4.2.2821-10. для компьютерных средств обучения:  просматривать изображение на мониторе, экране можно не более 10-15 минут на протяжении одного урока, чем старше ребенок, тем больше может быть время общения с компьютером. Время отдыха ребенка должно быть в 2-3 раза больше времени, проведенного за компьютером. Для профилактики проблем со зрением, связанных со значительным  зрительным напряжением целесообразно  использовать гимнастику для глаз (офтальмотренаж). Для снижения статического мышечного напряжения необходимо делать перерывы в работе, сменить позу, перейти  в   вертикальное   положение, сделать несколько  физических упражнений средней интенсивности (наклоны, повороты тела, круговые движения головой и т.д.),

ИКТ являются средством специального обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, и решают следующие задачи: компенсаторные, дидактические, коммуникативные, коррекционные, при условии соблюдения принципов природосообразности, возрастных и функциональных особенностей обучающихся с ОВЗ, СанПинов.

Формы использования ИКТ:

- Компьютерные презентации

- Работа с интерактивной доской (игры, тесты, тренировочные упражнения)

- Видео и аудиофрагменты

- Готовые программные продукты: учебные диски, электронные библиотеки, виртуальные экскурсии, и др.

- работа в сети Интернет (поиск информации, общение, публикации)

Использование ИКТ в образовательном процессе: 
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ;

- обеспечивает наглядность;

- привлекает большое количество дидактического материала;

- повышает объём выполняемой работы на уроке;

- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).
Наряду со всеми несомненными достоинствами работы с использованием ИКТ не следует забывать, что компьютер не может заменить учителя, поэтому следует четко планировать время и место работы с электронными средствами обучения.