Причины неуспеваемости и пути её преодоления.

Карпова Татьяна Сергеевна

 

Неуспеваемость - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.

 Неуспевающие дети есть практически в каждом классе. И работа с ними требует немало усилий. Меня, как учителя-предметника всегда волнует этот вопрос. Поэтому  таким детям я уделяю максимум своего внимания. Когда у меня  появляется новый класс и в нём есть неуспевающие, я беседую с классным руководителем и выясняю, в чём причины неуспеваемости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карпова Татьяна Сергеевна МБУ «Школа № 70»,

г.о.Тольятти, Самарской области

Причины  неуспеваемости  и пути её преодоления.

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Неуспеваемость - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.

 Неуспевающие дети есть практически в каждом классе. И работа с ними требует немало усилий. Меня, как учителя-предметника всегда волнует этот вопрос. Поэтому  таким детям я уделяю максимум своего внимания. Когда у меня  появляется новый класс и в нём есть неуспевающие, я беседую с классным руководителем и выясняю, в чём причины неуспеваемости. Скорее всего, ребёнок живёт в неблагополучных условиях. Это, на мой взгляд, самая распространённая причина неуспеваемости. У таких детей зачастую отсутствует место для учёбы и отдыха, вследствие чего пропадает интерес к учёбе, появляются пробелы в знаниях. Выяснив необходимую информацию, я стараюсь уделять такому ученику больше внимания, привлекаю  для помощи в предметном кабинете,  т.е. создаю такие условия, которые в какой-то степени компенсировали бы недостатки семейного воспитания.  Это достигается относительно проще, если у ученика имеются склонности к учёбе или какому-либо творчеству. Зачастую учащиеся начальных классов приходят ко мне без школьных принадлежностей- у меня на полке стоит стакан с ручками, фломастерами и цветными карандашами.  Вместо того, чтобы ставить двойку за  неготовность к уроку, я предлагаю воспользоваться ими.

   Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса  у школьника лишь к данному предмету. Ученик может быть способный, ему легко учиться при желании он мог бы неплохо успевать, однако он равнодушен именно к этому предмету. Так появляется ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета.

     Чаще всего такой ученик даже не пытается делать домашнюю работу, т.к.  у него нет желания. Именно поэтому при изучении каждой темы я задаю учащимся такие задания, которые могут  и хотят сделать все ученики в классе. Так, например, при  изучении темы «Еда» учащимся предлагается творческая работа (нарисовать рисунок, написать рецепт и т.д.) -зависит от уровня подготовленности. Как правило, ребята с удовольствием выполняют задания и получают положительную отметку.

Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “три”. Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие “двойки”, учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником работы. Я предлагаю своим стеснительным учащимся  подходить ко мне на перемене и сдать материал индивидуально.

   Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости это совместная работа педагога, психолога, логопеда, социального педагога, и, конечно же родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому, я стараюсь контактировать с родителями неуспевающих через дневник, классного руководителя, а иногда даже завуча, курирующего параллель.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке:

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля  за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса.
  • Предложение учащимся плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, похвалой.

При изложении нового материала

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

При организации самостоятельной работы

  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки,  исправление.

   Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.