Гражданско-нравственное воспитание через интерактивные формы просветительской и конкурстно-игровой деятельности

Степанова Елена Борисовна

Гражданско-нравственное воспитание через интерактивные формы просветительской и конкурсно-игровой деятельности

Образовательная программа «Центра Космической Связи»

  Слайд 1. Разговаривая с учащимися часто сталкиваешься с мнением, что   интересную работу, хорошее образование можно найти только за границей. Наблюдается  утрата традиционного российского патриотического сознания.

   Президент РФ В.В.Путин сказал, что, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

В связи с этим возникла необходимость создания обновленной системы воспитания гражданственности и патриотизма, направленная на формирование социально значимых ценностей и предполагающая при этом объединение деятельности различных  научных и образовательных учреждений, молодежных и других общественных организаций.

 

Занимаясь в  школе  Радуга, мы смогли  убедиться, что объединение разных организаций позволяет наглядно показать детям, что у нас в стране есть много умных,  интересных людей, много предприятий, которые выпускают очень важную  и интересную продукцию  и молодым людям есть, где применить свои таланты и силы.

Слайд 2.   В 2013 году отец нашего ученика Михаил Анатольевич Логиневский предложил  школе принять участие в учебном проекте, который начал развиваться на базе ТРЦ Радуга. Мы согласились, не понимая сначала, что нас ждет.

 

Слайд 3.   Что такое Центр космической связи (ЦКС)?

Это совместный некоммерческий проект Северо-Западной организации Федерации Космонавтики РФ и ТРЦ «Питер Радуга», на крыше которого  установлено специальное оборудование для двусторонней голосовой радиосвязи в диапазоне ультракоротких волн, что позволяет связаться напрямую с МКС. Целью проекта является популяризация отечественной космонавтики и любительской радиосвязи.

Слайд 4.   Помимо организации сеансов радиосвязи ЦКС проводит открытые лекции для школьников и всех, кто интересуется космонавтикой. Лекторами выступают специалисты космической отрасли. В программу каждого занятия включена демонстрация материалов с использованием оборудования и видеоматериалов Центра космической связи и увлекательный рассказ преподавателей, дополненный современными исследованиями в области космонавтики.

Нам предложили два курса лекций: астрономия и история космонавтики. Так как дети были уже в восьмом классе, мы выбрали лекции по астрономии.

В прошлом  году, помимо уже традиционных лекций по астрономии и истории космонавтики, были открыты курсы по робототехнике и популярной космонавтике.

Слайд 5.   На протяжении всего года раз в месяц мы посещали лекции, на которых нам рассказывали о начальных сведениях по астрономии. Первый год мы ездили на метро, дорога занимала полтора часа, сама лекция длилась более часа, но никто из ребят не отказался от посещения занятий.

Кроме лекций центр школа Радуга устраивает разные мероприятия:

Слайд 6,7.   1) Прямые сеансы связи с МКС, на которых ребята могли задать вопрос космонавту, находящемуся на орбите;

Слайд 8-10.   2) Встречи с космонавтами, посвященные разным праздничным датам;

Слайд 11.   3) Киносеансы – просмотры новых фильмов, посвященных развитию космонавтики, с последующим обсуждением с космонавтами.

 Слайд 12,13.   4) Тематические встречи и обсуждения разных вопросов, связанных с развитием космонавтики. Например, была встреча, посвященная продуктам питания, которыми пользуются космонавты на орбите.

Слайд 14-19.   5) Праздничные встречи ко дню космонавтики, первому выходу человека в космос и первому луноходу и т.п., на которых ребята могли принять участие в разных конкурсах и викторинах.

Все эти мероприятия очень развивают детей, позволяют им мыслить, применять школьные знания при объяснении различных природных явлений и обогащают ребят знаниями по истории нашей страны, заставляя задуматься и гордиться своей Родиной.

Так прошел первый год занятий, было интересно, но мы даже не предполагали, что нас ждет впереди.

Слайд 20-26.   В конце учебного года было торжественное закрытие, которое проходило в Пулковской обсерватории. Наш класс отвезли в обсерваторию, провели интереснейшую экскурсию, в ходе которой мы узнали об истории строительства обсерватории, директорах и сотрудниках, о военных годах, а затем было торжественное вручение дипломов и подарков  всем участникам проекта.

Слайд 27.   Но и это еще не все. По решению руководства ТРЦ Радуга всех слушателей лекций наградили поездкой в Центр Управления Полетами и Звездный городок.

Слайд 28-31.   И вот в сентябре мы отправились в столицу нашей Родины – Москву.

Само путешествие уже было для ребят большим приключением .К тому же  в Москве некоторые ребята были в первый раз. Мы побывали  на Красной площади, на Поклонной горе, на Арбате.

Слайд 32,33.   Затем мы отправились в Королев, где находится Центр Управления Полетами. Это закрытое учреждение, туда пропускают только по заранее составленным спискам, по пропускам, съемка разрешена только по предварительной договоренности. Мы видели зал, где круглосуточно происходит управление полета МКС, сидели на балконе, где сидят все гости, которые выходят на связь с МКС, включая правительственные лица.

Слайд 34-45.   После этого мы поехали в Звездный городок, где наши космонавты проходят предполетную подготовку. Мы увидели тренажеры, на которых тренируются космонавты, и даже видели курсантов школы космонавтов, у которых проводились занятия. Там же нас встретил летчик-космонавт Александр Иванович Лазуткин, который рассказал о том, как он попал в космонавтику, как учился, сдавал экзамены и летал.

Эта поездка позволила ребятам ощутить себя гражданами нашей страны, почувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой они живут и трудятся – т.е. проявить такое качество личности, как гражданственность.

Слайд 46-48.   5 сентября 2014 года в центре «Питер Радуга»  открылся новый учебный год в  Центре космической связи и космической школе. На открытии присутствовали летчики-космонавты — Сергей Константинович Крикалёв и Андрей Иванович Борисенко. Также был проведен сеанс прямой радиосвязи с космонавтами Олегом Артемьевым, Максимом Сураевым и Александром Скворцовым, находящимися на борту  Международной космической станции (МКС). Символический старт для начала занятий в уникальной «Радужной Школе» дал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко.

Слайд 49-52.   С 2014 года в школу Радуга стали еще ездить ребята из 7б класса. Классный руководитель Протасевич Ольга Владимировна.

Новый учебный год принес новые сюрпризы. Во-первых, за нами теперь приезжал автобус, и мы не тратили столько времени на дорогу.

Лекции стали сложнее, уже нужно было знать законы физики, и в конце года было заявлено, что будет необходимо сдать зачет.

Второй год прошел также в поезках, лекциях, конкурсах и встречах с космонавтами.

Слайд 53-55.   Весной 2015 года нашу школу посетил летчик-космонавт Андрей Иванович Борисенко. Произошла встреча школьников с космонавтом, на которой он рассказал о своей жизни, о полетах в космос и ответил на вопросы ребят.

Слайд 56-58.   В конце года произошло традиционное закрытие учебного года в обсерватории с вручением дипломов и подарков. Ребята сдавали зачет по курсу астрономии и были объявлены победители.

Слайд 59-71.   И в сентябре 2015 года победители отправились в Самару.

Эта поездка оставила неизгладимое впечатление на ребят. Мы побывали в городе Тольятти, узнали его историю, побывали на заводе ВАЗ, видели знаменитые и новые автомобили. Побывали на уникальной выставке военной техники, расположенной на открытом воздухе и занимающей такую площадь, что экскурсии там проводят на автобусе. Тут произошла интеграция и истории и физики и астрономии. Была очень интересно. Многие жители Тольятти приходят в этот музей со своими детьми. Наши ребята увидели, какие интересные места есть в нашей стране.

Слайд 72-89.   После Тольятти мы отправились в Самару, где побывали в музее, посвященном освоению космоса, а также на предприятии, создающем уникальные космические аппараты Прогресс, которые доставляют космонавтов и грузы на орбиту. Нам рассказали об истории завода, как из артели, выпускающей велосипеды, развилось предприятие, создающее самолеты и, наконец, ракеты. Ребята лично убедились, что в нашей стране есть грандиозные предприятия, работу которых не может заменить ни одна иностранная фирма. На этих предприятиях мы осознали себя частью народа, способного на великие свершения.

Слайд 90.   На этом, к сожалению, наше сотрудничество со школой Радуга завершилось. Ребята с благодарностью вспоминают участие нашего класса в этом проекте, преподавателей и организаторов данного проекта.

Но наша школа продолжает сотрудничество с ТРЦ Радуга. В этом году уже три класса посещали лекции космической школы. Следующий класс посетил Москву и Звездный городок, а в этом году победители побывали в Калуге – родине К.Э.Циолковского.