Применение телесно-ориентированных методов в реабилитации детей- инвалидов
«Тело – лучший друг и советчик»
Л. Бурбо
Все необходимые компенсаторные ресурсы имеются у ребенка в любой момент времени. Однако нужны определенные способы, чтобы побудить ребенка к осознанному их использованию. Понятие психологической «схемы тела» было введено П. Шильдером для описания системы представлений человека о физической стороне собственного «Я», о своем теле - своеобразной телесно-психологической «карте». Схема тела создается на основе функционального объединения различных отделов мозга, отвечающих как за сенсорно-дискриминационные процессы, так и за когнитивно-оценочные и мотивационно-эмоциональные процессы.
Согласно Фельденкрайзу, усиление сознательного отношения к гибкости движений тела может быть достигнуто балансировкой и успокоением коры головного мозга, отвечающей за двигательные функции. Чем активнее ведёт себя кора головного мозга, тем меньше человек отдаёт себе отчёт в тонких изменениях, происходящих в организме. Сущностью метода Фельденкрайза является расширение своего диапазона движений с помощью экспериментального перебора разных вариантов. (1) Таким образом, сущностью метода Фельденкрайза является расширение своего диапазона движений с помощью экспериментального перебора разных вариантов. Благодаря упражнениям, заметно улучшается телесная чувствительность, а «схема тела» может быть существенно уточнена и расширена. Нервная система и опорно-двигательный аппарат тесно связаны друг с другом. Любая активизация нервной системы сопровождается изменением состояния мышц. А в мозг, в свою очередь, постоянно поступает информация о каждом изменении положения тела, суставов, и мышечных напряжениях. Такая взаимосвязь систем позволяет, с одной стороны, по мышечным напряжениям распознать внутреннее состояние нервной системы, а, с другой - через мышцы и суставы - влиять на нервную систему. Мышечные напряжения - это внешняя картина состояния нервной системы. Каждая мысль и каждое чувство находят свое выражение в движении. Изменения внешние ведут к изменениям внутренним. В основе занятий по телесно-ориентированной психокоррекции с детьми с двигательной патологией лежат положения М. Фельденкрайза:
- всякая мышечная деятельность есть движение;
- нервная система занимается преимущественно движениями;
- движения отражают состояние нервной системы;
- качество движения легче всего определить извне;
- движения приносят большой опыт;
- ощущения, чувства и мысли базируются на движениях;
- движение - основа самоосознания.
Таким образом, движение - это эффективное средство достижения кардинальных изменений в человеческой жизни вообще.
Работу с телом начинаю с изучения возможностей, особенностей и потребностей каждого конкретного ребенка. У детей с ДЦП произвольность в движениях затруднена или практически отсутствует. Поэтому работа направлена на коррекцию непроизвольных движений – гиперкинеза или сильной спастики. Занятие проходит в виде забавной игры с руками, ногами, шеей и головой, туловищем. Упражнения направлены на развитие дифференциации ощущений напряжения и расслабления у детей. Например, упражнение «Приветствие»: протягиваю руку к ребенку и говорю «Здравствуй». Рука ребенка уходит в сторону или назад. Акцентирую внимание ребенка на ощущениях в ней. «Твоя рука тебя не слушается. Она напряженная, жесткая, сильная. Удержи руку в этом положении и попробуй усилить напряжение». Инструкция позволяет ребенку сосредоточиться на движении, осознать его. Напряжение не длится постоянно, особенно при его усилении. Поэтому на счет 5-7 рука расслабляется. Счет необходим при выполнении упражнения, так как он обозначает переход от напряжения к расслаблению. Так, упражнение «Пружинка» («Складной нож» из йоги) помогает снять мышечные зажимы, гармонизировать внутреннюю энергию ребенка. Поочередно придерживая правую/ левую руку в области запястья и правую/ левую лодыжки ребенка, по счету помогаем тянуть руку вверх, а ногу вниз. Считаем до 3-х. Важно обозначить движение, ребенок выполняет его сам.
В процессе работы с телом ребенка-инвалида часто возникает мышечная дрожь в конечностях. Необходимо привлечь его внимание к этому процессу до успешного завершения: «Твоя ножка танцует. Дай ей дотанцевать!». Таким образом, восстанавливается движение энергии в мышцах. И это говорит о позитивных изменениях в теле ребенка.
Применение телесно-ориентированных методов в психо-коррекционной работе с детьми с церебральным параличом помогает развить кинестетическую чувствительность, расширить диапазон движений, осознать и контролировать потребности тела, а также способствует уменьшению гиперкинезов и спастики. Ситуация успешности и приобретение нового телесного опыта способствуют развитию уверенности в себе, улучшению психоэмоционального состояния ребенка.
1.Feldenkrais, M. (1972) Awareness through movement. New York: Harper end Row.