Педагогическая диагностика особенностей и возможностей школьника

Пакшина Лариса Александровна

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции:

1) предоставляет достоверную информацию для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект;

2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.

            Педагогическая диагностика, которая проходит трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года — проверяет также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий. Имея в своих инструментариях педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки  возможностей ребенка. Сравнение же  полученных результатов, регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу.  Задания диагностики зачастую ставят ученика в условия  переноса своих  знаний в новую, необычную ситуацию, в которой нужно не просто применить правило, а сначала  провести исследовательскую работу с учебным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогическая диагностика174.43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика

особенностей и возможностей личности школьника в соответствии

с Федеральным государственным образовательным стандартом.

        Слайд 2. Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции:

1) предоставляет достоверную информацию для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект;

2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.

        Педагогическая диагностика, которая проходит трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года — проверяет также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий. Имея в своих инструментариях педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки  возможностей ребенка. Сравнение же  полученных результатов, регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу.  Задания диагностики зачастую ставят ученика в условия  переноса своих  знаний в новую, необычную ситуацию, в которой нужно не просто применить правило, а сначала  провести исследовательскую работу с учебным материалом.

        Любой педагог знает, что усвоение знаний проходит несколько этапов: от первичного осмысления и буквального воспроизведения к пониманию, а затем и к применению знаний в знакомых и новых условиях. Понятно, что если ученик остается на первом, репродуктивном этапе, то роль усвоенных знаний для развития невелика. Задачей диагностики и является определение того, на каком уровне — репродуктивном или продуктивном — усвоены те или иные знания. Это обеспечит педагогу судить о гибкости мышления учащихся, его шаблонности или оригинальности.

Слайд 3. В зависимости от задач изучения, применяемые методы педагогической диагностики подразделяются:

1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности): анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

2. Диагностические (для количественного измерения): шкалирование, тестирование (тесты общих умственных способностей, умственного развития; тесты специальных способностей в различных областях деятельности; тесты обученности, успеваемости, академических достижений; тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.); тесты для определения уровня воспитанности, (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений) Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приемов работы.

4. Формирующие (для выявления возможностей развития): анализ, программирование.

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность основных образовательных результатов личностных, метапредметных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.

Наиболее подробно остановимся на диагностике личностных УУД

Слайд 4. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:

-знание моральных норм;

-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами;

-умение выделить нравственный аспект поведения.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы.

Оценка достижения учащимися личностного результата образования осуществляется в ходе внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.

Слайд 5. В соответствии с ФГОС в текущем образовательном процессе оценивается уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в:

  1. соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
  2. участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
  3. инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и  способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  4. ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения и толерантного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.

В  учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка личностных достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного развития.

Слайд 6. В оценке личностных результатов образования используются методы педагогической диагностики, анкетирование, наблюдение.

Слайд 7. Рассмотрим специфику проведения методики анкетирования.

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые УУД:

-действия, направленные на определение своего отношения к школе

-действия, устанавливающие смысл учения

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Опираясь на критерии, оцениваем уровень сформированности самоопределения и смыслообразования.

Критерии оценивания:

1.Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

2. Проявление особого интереса к новому, школьному содержанию заданий.

3. Предпочтение классных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки знаний (отметки)

Уровни оценивания:

0. Отрицательное отношение к школе.

1. Положительное отношение к школе, но и сохранение дошкольной ориентации.

2. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности.

3. Сочетание ориентации на социальные и собственные аспекты школьной жизни.

Естественно, что при проведении того или иного опроса, анкетирования могут возникнуть некоторые трудности:

1. Результаты не всегда являлись точными и объективными, т.к. на них влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, индивидуальные особенности каждого.

2. Одному педагогу очень сложно провести индивидуальную беседу с каждым из учеников, уложившись во временные рамки урока.

Целесообразнее провести анкетирование родителей. Результаты  анкетирования заносятся в общую таблицу по классу и отдельно в карту развития каждого ученика. Проводя сравнение результатов анкетирования родителей, педагог может видеть уровень личностного развития класса в целом и каждого ученика в отдельности.

        Метод наблюдения наиболее доступный и распространенный метод изучения учащихся в педагогической практике.

Цель: выявление личностных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Оцениваемые УУД:

· внутренняя позиция школьника;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

· осознание ответственности человека за общее благополучие;

· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Критерии оценивания:

1. Отношение к школе и мотивация учения.

2. Оценка собственной деятельности и уровень сформированности сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

3. Отношение к общему делу, способ общения в коллективе.

4. Нравственно-эстетическое отношение к своему труду и к деятельности других.

Уровни оценивания:

1.Отрицательное отношение к школе, к результатам общего дела и т.д.

2.В основном равнодушное отношение, но иногда проявляет интерес к общему делу.

3.В половине случаев проявляет интерес к общему делу, положительное отношение к школе, в половине – отрицательное отношение, без интереса к общему делу.

4.В основном положительное отношение к школе, к общему делу, только иногда проявляется негативное отношение.

5.Во всех случаях только положительное отношение к школе, интерес к общему делу.

Достоинство наблюдения:

· Предоставляется возможность судить о многих деталях «живого» педагогического процесса в их динамике.

· Позволяет фиксировать события и проявления непосредственно в момент их протекания.

· Педагог получает фактические сведения, а не мнения других.

Недостатками этого метода является:

· Наличие элементов субъективизма в анализе и оценке фактов со стороны наблюдателя.

· Недоступность некоторых сторон деятельности – мотивов, эмоционального состояния.

· Наблюдение за малым количеством детей, чтобы получить качественные результаты.

        Наблюдение проводится согласно заданной карте наблюдения за особенностями личностного развития ребенка. Карты наблюдений за особенностями личностного развития ребенка могут разных видов.

«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании.

        Карты наблюдения формируют у педагога собственную точку зрения на проблемы школьника и перспективы его развития. На этой основе и возникает сотрудничество учителя с психологом, которые совместно разрабатывают индивидуальные траектории развития для учеников. Совместно вырабатывается индивидуальный подход к школьнику в процессе обучения, и с учетом его возможностей, предпочтений и интересов изменяется учебное содержание, подбор дидактического материала.

        Чтобы восполнить данные, которые невозможно получить в ходе наблюдения, организуется проведение диагностики мотивации учения и диагностики самооценки учащегося. В настоящее время существует достаточно методик для данных диагностик.

- Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)
Цель: выявление сформированности  Я-концепции и самоотношения.
-
Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой)
Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).
-
Методика «Ты гражданином быть обязан»
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.

-  Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной  (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

- Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

        Кроме того, в апреле 2015 года в МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты была проведена диагностика   уровня  достижения   личностных  результатов освоения ООП НОО среди учащихся 4 классов.

Цель исследования: изучение уровня достижения личностных результатов освоения ООП НОО  учащимися четвертых классов

 

        Таким образом, за счет наблюдения в процессе учебно-воспитательной деятельности и использования параллельно с ним анкетирования родителей и учащихся, проведение  диагностики мотивации учения и диагностики самооценки учащегося мы получаем максимально приближенную к реальности картину личностных УУД каждого ребенка.

        Формированию личностных УУД способствует также и работа с портфолио. Портфолио показывает рост ученика, его особенности и возможности, отражает самооценку, перспективы его дальнейшего развития.

        Основными задачами ведения портфолио в начальных классах являются:

        1. Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

        2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации  в различных областях учебной и внеурочной деятельности.

        3. Развитие познавательных интересов учащихся.

        4. Формирование установки на творческую деятельность, развитие стремления к дальнейшему творческому росту.

        5. Формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

        Проведение  педагогической  диагностики  и  ее  анализ  - дело,  безусловно,  достаточно  трудоемкое, но если учитель  задумывается о действительных  результатах своей педагогической  деятельности,  хочет  достичь  результатов,  определенных  в  новом  стандарте  

начального  образования,  среди  которых  особое  место  занимает  формирование  универсальных  

учебных  действий, в том числе и личностных УУД, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.

        Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся у ребенка.