Наша сила - в дружбе

Селезнева Людмила Александровна

В статье автор рассуждает о необходимости с детских лет воспитывать толерантность к представителям других национальностей. Она рассказывает о своём положительном опыте по формированию толерангтности среди учащихся  школы города Чебоксары. Все школы в городе Чебоксары многонациональны, но автор показывает, как можно успешно, с пользой для себя , познавать культуру и традиции того или иного народа, приучая к этому детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_sila_-_v_druzhbe.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

                             Наша сила – в дружбе

В последнее время формированию толерантности придаётся огромное значение в школе. Вокруг нас находятся люди, совсем не похожие в силу своего физического развития или болезни на здорового человека. Или, в связи с большой миграцией появляются дети других национальностей в коллективе класса. Как научить детей, не оскорбляя, находиться вместе?

          Мне кажется, что большую роль в формировании толерантности должны играть учителя и классные руководители. Если в семье позволяют рассказывать анекдоты на национальную тему или высказываться отрицательно по отношению к другим национальностям, то в школу уже приходит ребёнок со сформированными стереотипами националистического характера. В таком случае нам приходится создавать атмосферу значимости каждой нации, каждого народа внутри многонационального единства.

          Как это сделать? Мне посчастливилось долгое время работать директором школы в г. Чебоксары Чувашской Республики. К вопросу формирования толерантности мы относились очень серьёзно, ведь в наших классах были дети разных национальностей.

           Прежде всего, считали мы, необходимо в учебном плане отвести особое место для регионального компонента учебного плана, в который будут введены сведения по биологии, географии, экологии того региона, где находится школа. Не менее важны также и сведения об историческом прошлом малой родины. Учащиеся европейского северо-запада и севера успешно изучают историю своего региона, учащиеся Поволжья глубже знакомятся с событиями, связанными с присоединением их народов к России. Историческое прошлое оказало влияние на современный этнический состав населения, культурные и бытовые традиции, религию. Их своеобразие должно быть отражено в содержании предметов гуманитарного цикла.

          Учебный материал, знакомящий учащихся с окружающей их местностью, а также с географией своей области, края, республики, входит составной частью в региональный компонент содержания образования. И это первый уровень. На втором уровне мы видим необходимость введения таких предметов, как «Родной язык», «Культура родного края», «Родная литература». Учителя разрабатывают календарно-тематические планы, программы с учётом национально-регионального компонента.

          Мне удалось разработать программу по русской литературе с учётом национального- регионального компонента в 5 классе. Цель её – прикоснуться к сокровищнице чувашской литературы, найти точки соприкосновения чувашской литературы с великой русской литературой, обогатить знания учащихся, показать глубину, мастерство и самобытность чувашских писателей.

          В нашей школе успешно внедрялись такие программы, как «Медицинские народные традиции – часть человеческой культуры», проводились научно-практические конференции, посвященные творчеству академика Г Н. Волкова, на которых выступали учителя и учащиеся школы.

          Научно –практическая конференция, посвященная юбилею И. Я. Яковлева объединила исследования творчества Яковлева и исследования по отраслям знаний. Так, например, прозвучал доклад на тему «Идеи просветительства Ж.Ж. Руссо и И.Я. Яковлева » (сравнительный анализ деятельности). Обсуждались проблемы «Экологические и эколого-экономические проблемы Чувашии», «Экология Чебоксарского водохранилища», «Национальный костюм», «И.Я. Яковлев в моей жизни» и др.

          Сегодня школа – это центр творческой и созидательной жизни. Дети не только получают обязательные знания, но и реализуют себя в различных кружках, направленных на углубление знаний о своей национальной принадлежности. Так, в школе работали кружки: «Чувашский фольклор», «Таван ен», «Истоки». В них ведётся поисковая и краеведческая работа, дети знакомятся с народным эпосом, танцами и песнями.

          Большая работа проводилась по увековечению памяти погибших земляков во время Великой Отечественной войны.

          Таким образом, работа по формированию толерантности в школе огромна, так как кладезь народной мудрости глубок и, беря из него воду, можно только освежиться, но не напиться досыта. Задача учителей: уменьшить зло, увеличить количество доброты, воспитывать чувство собственного и национального достоинства, изучать этнопедагогику. У нас это получалось.