Краеведение на уроках физики

Дюкова Ирина Владимировна

Использование краеведческого материала на уроках физики воспитывает  у учащихся  духовность и патриотизм,бережное отношение к окружающему миру. При отборе краеведческого материала для уроков  необходимо учитывать  доступность понимания материала, связь с другими предметами.Для этого можно использовать составление и решение задач, в условиях которых содержатся сведения о регионе. 

Вот пример такой задачи по теме "Скорости движения тел" .

Фауна Воронежского края богата и разнообразна.В водоемах области водятся бобры, которые занесены в Красную книгу. Бобры-самые крупные грызуны, полуводные млекопитающиеся, с красивым мехом. За 30 минут бобер может проплыть 1 км 500 м. Определите среднюю скорость его движения.

 

Комментарии

Дюкова Ирина Владимировна

«Краеведение вносит в окружение человека

высокую степень духовности,

без которой человек не может

осмысленно существовать».

Лихачев Д.С.

Дюкова Ирина Владимировна

Велико значение школьного краеведения в охране природы и окружающей среды. Согласно закону “охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа”. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране.

Дюкова Ирина Владимировна

Интересные факты к уроку физики.
А вы знаете , что климат Воронежской области благоприятен для пчеловодства , он умеренно-континентальный? Область расположена в лесостепной и степной зонах и удачно совмещает многочисленные дикорастущие медоносы и массивы медоносных сельхозкультур.Пчелы опыляют наш урожай и дают нам мед. Но у этих жужжащих насекомых есть намного больше, чем это. Например, вы знали, что практика пчеловодства насчитывает не менее 4500 лет, а то что за свою непродолжительную жизнь рабочая пчела пролетит расстояние, в полтора раза превышающее окружность Земля (40 075,017 км по экватору)?...

Дюкова Ирина Владимировна

Краеведение необходимо в школе, через него идет воспитание и духовное становление учащихся как личности, человека и гражданина. Благодаря краеведению они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России, учит интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего их мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.. Таким образом, основная цель краеведения — формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края. Изучение краеведения в школе, особенно в начальной, воспитывает гордость за свою страну и свой край, стремление быть лучшим.
Ижогина Е. Ю.

Дюкова Ирина Владимировна

Растения, занесённые в КРАСНУЮ КНИГУ Воронежской области. В апреле, едва сойдёт снег, в лесах и кустарниках чернозёмной полосы появляются голубые цветы – пролески, которые неправильно называют «подснежниками». Пролески – многолетние травянистые луковичные растения, зацветающие очень рано. Цветки собраны в кистевидные соцветия. Околоцветник состоит из шести равных цветочков, свободных или сросшихся в основании. Плод – коробочка с небольшим количеством чёрных семян яйцевидной

Дюкова Ирина Владимировна

Почему цветки растений, цветущих ранней весной, в основном имеют фиолетовую, голубую и лиловую окраску?

Дюкова Ирина Владимировна

Прыткая ящерица - обычный, местами многочисленный вид рептилий черноземья, встречается на всей территории Воронежской области.Вид занесён в Красную книгу.Ящерицы – очень полезные для сада и огорода существа. Важно оберегать их от истребления. И если вы заметили ящериц на своем участке, ни в коем случае не прогоняйте их, а тем более не уничтожайте.

Дюкова Ирина Владимировна

Ящерица за 5 минут преодолевает путь, равный полтора километрам. Определите скорость передвижения ящерицы.

Дюкова Ирина Владимировна

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Д. С. Лихачев.

Дюкова Ирина Владимировна

Мы горячо любим свою Родину – Россию. Но у каждого из нас есть особые чувства к родному краю, селу или городу, где нам довелось родиться, учиться, начать трудовую жизнь. Это родной край наших отцов и матерей, земля, которую нам хранить и украшать.
Д. И. Копылов.

Дюкова Ирина Владимировна

Используя краеведческий материал на уроках физики, можно применять следующие методы и приемы:

беседы и лекции на уроках для актуализации знаний, постановка проблемы;

подготовка учащимися докладов, рефератов, сообщений, презентаций по конкретным темам курса физики;

составление и решение задач, в условиях которых содержатся сведения из местного краеведческого материала;

экскурсии по объектам региона;

проведение исследовательских лабораторных работ по физике с использованием краеведческого материала;

оформление стендов и альбомов для иллюстраций использования местного материала на уроках;

организация внеурочной работы.

Ученикам можно дать такие задания:
подготовить сообщения или презентации на темы: «Физика и экология почвы нашей области», «Физика и экология жилища», «Физика и водные ресурсы области», «Экологические проблемы области и пути их решения»; «Региональные проблемы радиоактивного загрязнения», «Энергетика региона»

Дюкова Ирина Владимировна

Еще в XVII веке великий ученый педагог Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» достаточно четко сформулировал идею о преподавании на основе изучения родного края. В основе школьного курса краеведения лежит простая истина, что свое близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое. Многим учащимся предстоит жить и трудиться в своем крае и поэтому они должны знать его.
Баулина Т. Д., Бочарникова Э. А. Краеведческий принцип в обучении географии и физики .

Дюкова Ирина Владимировна

Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: «Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

Дюкова Ирина Владимировна

В Воронежском крае большое многообразие полевых цветов. А аромат, который они излучают может вскружить голову... Встречаются редкие растения, занесённые в Красную книгу России.
Почему запах цветов распространяется не мгновенно, а через некоторое время?
Когда цветы издают сильнее аромат в сухую погоду или после дождя?Почему?

Дюкова Ирина Владимировна

Воронежское водохранилище — водохранилище на реке Воронеж на территории Воронежской области России. Целиком расположено в городском округе Воронеж и является одним из крупнейших в мире водохранилищ, целиком расположенных в городской черте. В настоящее время водохранилище имеет размеры: площадь 59,9 км², объём 0,1993 км³, средняя ширина 1,7 км, средняя глубина 3,3 м, максимальная глубина 19,4 м. Рассчитайте давление, которое оказывает столб воды на дно на участке максимальной глубины.

Дюкова Ирина Владимировна

Физика и краеведение... Кажется, что между этими понятиями нет ничего общего, но это не так. Физика изучает общие свойства и законы движения материи. Физика – это одна из основных наук о природе. А краеведение- это к изучение природы в комплексе. Изучение населения и хозяйств, истории и культуры страны, природного края и его окружения. Поэтому можно сделать вывод о том, что у них есть точки соприкосновения .
Воспитательный заряд несет сама организация краеведческой работы. Можно проводить эту работу в следующих направлениях:

– изучение производственного окружения школы, экскурсии на местные предприятия ;

– организация краеведческих экспедиций и экскурсий;

– посещение и изучение материалов краеведческих музеев;

– анализ местной литературы и производственно технической информации;

– биографии знаменитых людей, соотечественников, земляков, связанных с физикой.