методический семинар "Использование современных технологий и подходов на уроках истории и обществознания. "

Зарипова Ляйсан Фагимовна

Использование современных технологий и подходов  на уроках истории и обществознания.  

(Слайд 1)  Наверное, почти каждый учитель, работающий в школе, вынужден периодически сталкиваться в своей педагогической практике с проблемой низкого интереса учащихся к своему предмету. Причины  подобного детского равнодушия, могут быть самыми разными: это и сложности с пониманием и запоминанием учебного материала, отбивающие к нему всякий интерес, и традиционная лень учащихся или отсутствие над ними необходимого контроля со стороны родителей, и всепоглощающее влияние индустрии развлечений (компьютерные игры, соцсети и т. д.), переключающее внимание детей на более «привлекательные» занятия .

   Деятельность современного педагога немыслима без применения передовых информационных технологий. Эту очевидную истину подтверждает и тот факт, что зачастую ученики являются более компетентными в области информационных технологий, что не добавляет учителю авторитета. Именно поэтому необходимость, в том числе быть интересной своим ученикам и подвигла меня на изучение данной области.

В результате с 2015 года темой самообразования была выбрана следующая: « Использование современных  технологий  и подходов на уроках истории и обществознания ».

( Слайд 2)  Цель данной темы:  апробирование  использования современных технологий и подходов на уроках истории и обществознания.

      Главная задача курса истории и  обществознания – научить учащихся мыслить.

     Помочь в решении этой задачи и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

(Слайд 3)  Первая стадия – вызов.  Вызовом  может служить познавательная задача, цитата, обращение к жизненному опыту учащихся, составление  кластера . Кластер я рисую на доске - тема в центре, смысловые единицы вокруг. Данный прием я предпочитаю применять в начале урока при проверке домашнего задания, хотя он уместен на любом этапе урока.

(Слайд 4) Вторая стадия – осмысление. Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником. (Слайды 5,6)

При работе с картой я даю разноуровневые задания: (Слайд 7)

1) высокий (самостоятельно находят соответствующий обьект на карте).

2)  средний(находят обьекты с помощью предложенных ориентиров).

3) низкий(работают с помощью учителя). 

    При работе с текстом, ученики используют предложенные мною активные методы чтения, делают пометки на полях и ведут записи по мере осмысления новой информации.              

(Слайд  8)Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, расширение предметного поля, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

    Использование технологии критического мышления предполагает организацию групповых форм работы учащихся, работу в парах. Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика. (Слайд 9)

  Технология коллективного способа обучения -  позволяет использовать такие виды обучения как практические работы, практикумы,  работу по анализу исторических документов. Положительным элементом применения данной технологии обучения является тот факт, что здесь в работу включены одновременно все учащиеся класса.

   Современные информационные технологии.

   Здесь большую  роль играет  активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний учащихся.  Использование ИКТ на уроках истории и обществознания является одним из важных средств формирования информационных компетенций учащихся. На таких уроках они не получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. 

     В данный момент у меня сформировался опыт по внедрению в свою практическую деятельность, т.к. в нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились , новые компьютеры, Интернет. "

Компьютер дает учителю новые возможности,  с помощью новейших технологий  погрузиться в яркий красочный мир и  повысить положительную мотивацию обучения.

    На уроках истории и обществознания  я использую: (Слайд 10)

- Интерактивную  доску. Она  позволяет работать с презентациями учащихся, с текстом, изображениями, обучающими программами, тестами , с картами. (Слайды 11,12)

-  На CD сейчас выпускаются уроки-практикумы, тренажеры, онлайн-тесты. С их помощью можно проводить практические занятия, контроль знаний, готовиться к ЕГЭ.(Слайд 13)

- Презентации. Презентации можно использовать в разных вариантах:

1) При объяснении нового материала. Заранее созданная презентация фиксирует внимание на важных моментах темы.(Слайд 14,15)

2) Презентация для сопровождения доклада. Такая презентация готовится учениками и сопровождает ученический проект, исследовательскую работу.

3)Тестирование по теме, коллективный разбор заданий. Такие презентации могут быть использованы на обобщающих уроках, как для самостоятельной индивидуальной работы учащихся, так и для коллективной.

-Работа с терминами, с понятиями. (Слайд 16)

Например, я на уроках обществознания использую так называемый прием «полетного повторения», когда в качестве разминки к уроку повторяются термины, знание которых необходимо для изучения следующей темы. С 6 класса мы с ребятами ведем словари . Туда вписываются термины по моей инициативе или по инициативе ребенка.

- Большое значение при использовании технологий имеет звуковое сопровождение.  Например, можно  прослушать произведения композиторов-классиков, с одновременным показом портретов этих людей, просмотр фильмов, картин.

    Об эффективности сбалансированного применения ИКТ в 5-6 классах говорят следующие данные: (Слайд  17)

   Данные получены на основе исследований усвоения материала в 5  и   6 классе на этапе закрепления новых знаний  с начала учебного года. Конечно, результат усвоения новых знаний зависит от многих факторов, однако очевидно, что наглядность и эмоциональность восприятия нового значительно выше.

·         (Слайды 18,19)  Как видно из приведенных таблиц на слайде с 2015 по 2017 гг.  учебная мотивация к изучению истории и обществознания повысилась на 10%, качество знаний остается стабильно высоким. В результате применения современных технологий и подходов мои уроки  стали намного интереснее, увлекательнее. Активизировалась познавательная деятельность учащихся. В дальнейшем планирую повысить  качество  усвоения  учебного материала  до 40 % и выше используя  ИКТ и современные технологии.

   Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами.

(Слайд 20)  В заключение хотелось бы сказать, что  педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав  -  право на качественное образование.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мет.семинар - презентация2.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных технологий и подходов на уроках истории и обществознания. Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с.Какрыбашево Зарипова Ляйсан Фагимовна

Слайд 2

22.02.2018 2 Приёмы технологии критического мышления Первая стадия – вызов. Вызовом может служить познавательная задача, цитата, обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»).

Слайд 3

22.02.2018 3 Приёмы технологии критического мышления Вторая стадия – осмысление. Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: документами, схемами…

Слайд 4

22.02.2018 4 Приёмы технологии критического мышления Вторая стадия – … таблицами, схемами, с учебником.

Слайд 5

22.02.2018 5 Приёмы технологии критического мышления Вторая стадия – … таблицами, схемами, с учебником, с картами.

Слайд 6

22.02.2018 6 Приёмы технологии критического мышления Работа с картой .

Слайд 7

22.02.2018 7 Приёмы технологии критического мышления Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Слайд 8

22.02.2018 8 Приёмы технологии критического мышления Работа с историческими документами .

Слайд 9

22.02.2018 9 Современные информационные технологии. Защита проектных работ учащихся

Слайд 10

22.02.2018 10 Современные информационные технологии. Работа с терминами