Статья «Организация коллективных и индивидуальных творческих проектов в курсе ОРКСЭ (модуль ОПК)»

Жакот Лариса Петровна

                  Коллеги,  согласитесь,  что работа  над  творческими проектами дает  дополнительную  возможность  обсудить  и  пропочувствовать  с  ребятами  духовно-нравственные  ценности православной  культуры  на  конкретных  примерах.  

                Так,  при  подготовке  литературно-музыкальной композиции "Христос  Воскрес!"   в  рамках  традиционного  школьного    концерта "Весеннее  Возрождение",  у  нас  с  ребятами  возник  такой  вопрос: "Когда  звучит пасхальный  колокольный  звон,  что  должны  делать  чтецы - просто  стоять  с  искренней улыбкой на  лице  или  покачиваться и  размахивать  руками  в  такт  перезвона,  или  что-то  ещё?".   Мы  пробовали  разные  варианты,  и  остановились  на  первом,  самом  скромном.  Почему?  "Молитвой   в  бронзе"  называли  на  Руси  колокольный  звон. А  молитва  есть  теплый, задушевный, особый  разговор  с Богом. Может  быть поэтому,  ребятам было  несколько неловко двигаться во  время колокольного звона,  они  интуитивно  ощущали,  что  отвлекают  внимание    слушателей и  своё собственное, от  чего-то  более  важного, чем хорошо  подготовленный  номер. Но,  это  не  значит,  что  выбранный  нами  вариант - единственно  возможный.

                Младшие  школьники  любят рисовать - это  не  секрет. На  уроках  ОРКСЭ (модуль  ОПК) мы  часто  просим  ребят,  в  качестве  домашнего задания, проиллюстрировать  ту  или  иную  тему. И  каждая  такая  работа  становится  индивидуальным  творческим  проектом. Например, по  итогам  изучения  темы "Человек  и  Бог  в  православии",  ребята  рисуют  иллюстрации о  сотворении    мира,  выбрав  один  из  дней  творения. Младшие  школьники  мыслят  конретными  понятиями  и  образами и  стремятся  сами  усвоить   порядок дней  творения, хоть  мы  этого  и  не  требуем. Рисунок  помогает  лучше  усвоить  материал. На  уроке  ребята  защищают  сови  проекты.  На  доске  можно  размещать  иллюстрации  последовательно, в  соотвествии с  днями  творения. В  итоге  видно, какой  сюжет  вызвал  у  ребяи  наибольший  интерес. Почему  он? Можно  обсудить  с  учащимися.  Важн  отметить,  что когда ребята  рисуют  окружающий  мир, природу они   проникаются идеалами  красоты  и  любви,  которые  лежат  в  основе  общечеловеческих  духовно-нравственных  ценностей.

               Самый  большой  интерес  у  ребят,  вызывает  индивидуальный  и  групповой  проект "Вопросы батюшке",  который  подробнее  описан  в  файле  с  дополнительными  материалами.

              

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhakot_lp_organizatsiya_kollektivnyh_i_tv_proektov.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация    коллективных  и   индивидуальных  

творческих  проектов  в  курсе  ОРКСЭ (модуль  ОПК)»

(мастер-класс  в  рамках   Рождественских чтений)

Жакот  Л.П.

  1. Проект «Христос  Воскресе!»
  1.  Уважаемые  коллеги, в  начале  своего  выступления,  представляю  Вам маленький фрагмент  традиционного  школьного  Пасхального  концерта (коллективного  творческого  проекта) «Весеннее  Возрождение».   Это будет  литературно-музыкальная    композиция    «Христос  Воскрес!».

Участники – Попова  Аня,  4  класс,  Миненкова  Алиса  и Пыщева  Катя,  5  класс (Алиса  и  Катя  занимались   в  группе  ОПК  в  прошлом  учебном  году).

Спасибо Ане,  Алисе  и  Кате за  труд,  смелость  и  искреннее  выразительное  чтение!

Девочки  уходят  или  остаются.

  1.    Работа с  аудиторией  по этому  фрагменту

Коллеги,  согласитесь, что  работа  над  творческими  проектами   дает дополнительную  возможность  обсудить   и  прочувствовать   с  ребятами  духовно-нравственные   ценности  православной  культуры  на  примере  жизненных  текущих  ситуаций. Вот  у  нас  с  ребятами,  при  подготовке  этой  композиции  возник  такой  вопрос: «Когда  звучит  Пасхальный  колокольный  звон,  что  должны  делать  чтецы:   просто  стоять с  улыбкой на  лице  или  покачиваться  и  размахивать  руками  в  такт  перезвона?»  Мы  пробовали  разные  варианты,  и  остановились  на  первом,  самом  «скромном».   Почему?  -

РАБОТА  С  АУДИТОРИЕЙ   А  как  думаете  Вы? А  Вы? (отвечают  2-3  человека) Спросить  Наталию  Эдуардовну  Юфереву и  отца  Виктора  после 1-2  коллег учителей.

Спасибо  за  Ваши  ответы!

На  самом  деле,  когда  ребята  во  время  репетиций    вначале  начинали  радостно  и  с  удовольствием двигаться, в  итоге  получалось    как-то не  очень  хорошо,  в  разнобой   или   не ествественно. Возникало   ощущение  «чего-то  лишнего».

«Молитвой  в  бронзе»  называли  на  Руси  колокольный  звон. А  молитва  есть  теплый,  задушевный,   особый   разговор  с  самой  Главной Личностью,  с  Богом.  Может  быть  поэтому,  ребятам  было  несколько  неловко  двигаться  во  время  колокольного  звона,  они  интуитивно   ощущали,  что  отвлекают  внимание  слушателей   и  своё   собственное от  чего-то  более  важного,  чем  просто  хорошо  подготовленный  номер…

Отец  Виктор,   вы  согласны? Что  скажите?

  1. Проект  «Иллюстрации   «Сотворение  мира»  к  теме «Человек  и  Бог  в  православии»»

Младшие  школьники  любят  рисовать – это  не  секрет!  На  своих  уроках  мы  часто  просим ребят,  в  качестве   домашнего  задания   проиллюстрировать  ту  или  иную  тему.  И  каждая  такая  работа  становится  индивидуальным  творческим  проектом.

Например,  по  итогам  изучения   темы  «Человек  и  Бог  в  православии»,  мы  просим   ребят  нарисовать  иллюстрации  о сотворении  мира,  выбрав   один  из  дней  творения.

В  этом  интересном  для  ребят вопросе,  самым  сложным   является   запомнить,  что  за  чем  было  сотворено.  Младшие  школьники  мыслят  конкретными  понятиями и  образами  и  стремятся  сами  усвоить  порядок  дней  творения, хоть мы  этого  и  не  требуем!

Выбор  дня  творения  и  рисунок  помогают лучше  усвоить  материал.

На  уроке  ребята  комментируют  свои  рисунки (защищаю  проекты).

На  доске  можно  размещать  иллюстрации  последовательно,  в  соответствии  с  днями  творения.

В  итоге  становится  видно,  какой  сюжет  вызвал  у  ребят  наибольший  интерес.

Почему? Можно  обсудить  с  учащимися!

На  слайде  Вы  видите,  что можно  специально   перепутать  последовательность  изображений и  попросить  ребят  исправить  ошибку.  

РАБОТА  С  АУДИТОРИЕЙ   -     А  Вы  её  видите?  Что  не  так?

Важно  отметить,  что когда  ребята  рисуют  окружающий    мир,  природу  они   проникаются  идеалами  красоты  и  любви. А  ведь  Бог  творил   мир  с  Любовью,  потому,  что Он  и  есть  Любовь! Обратить   внимание   учащихся  на  эту  важную  мысль нам   помогают  их  собственные  творческие  работы  и  ощущения  от  этой  работы.

  1. Проект  «Вопросы  батюшке»

В  организации   уроков  по  основам  православной  культуры,  нашей  школе  повезло! Дело  в  том,  что  уже  3-ий  год  мы  сотрудничаем с православной  церковью.  По  благословению  благочинного Красногвардейского  благочиния,  отца  Петра Мухина, уроки  православной  культуры  нам  помогает  проводить  священник,  отец Павел Хмелинин.   Батюшка  служит  в  храме   святых  первоверховных  апостолов Петра  и Павла  при больнице  им. Петра Великого.

К отцу  Павлу  у  ребят и  их  родителей  всегда  возникали самые  разные  вопросы.

В этом  учебном  году  один  из  первых  уроков  у  нас  целиком  оказался   посвящен таким  вопросам  и  вызвал   у  ребят  большой  интерес.  На  следующем   уроке,   ребятам  было  предложено  самим  ответить  на  те   вопросы,   которые  они  задавали ранее.  Как  мы  и  предполагали,   наши  воспитанники   проявили  внимание   и  уважение  не  только  к  собственным  вопросам,  но  и  к  другим тоже.  Поэтому, мы  решили  организовать  работу с  вопросами ребят  в  рамках  индивидуальных  проектов,  которые  в  конце  года  могут  стать  коллективным  творческим   проектом.

Работа  с  аудиторией 

А  сейчас,  я  предлагаю  Вашему  вниманию  некоторые из  детских   вопросов. А как бы  Вы  на  них  ответили? -   Ответы  учителей   я  попрошу  комментировать   отца  Виктора. Вы  согласны, батюшка?

- Когда  появился  сам Бог?

- Как  в  первый  день  творения  появился  свет,  если  солнца  ещё  не было?

- Есть ли  душа  у  животных?

Теперь  о  том,  как  строится  работа  над  этим  проектом  у  нас?

Для  работы  на  уроках  ребята  получают  папочки «Мои  индивидуальные достижения», в  которых  есть  лист «Вопросы  батюшке».  Мы  договорились,  что  по  мере  появления,  ребята  будут  записывать  свои  вопросы  на  этот  лист,  а  батюшка в  контексте   уроков, будет  на  них  отвечать.  В конце  учебного  года  у  нас  может  появиться  сборник   по  материалам  уроков «Вопросы  батюшке». И  это  уже  будет  коллективный  творческий  проект.  К работе  по  оформлению сборника   планируем  привлечь  не  только  ребят,  но  и  их  родителей.

 

Спасибо  за  внимание!