«Тайна Феи Драже»

Хачатрян Мариам Бабкеновна

Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

                                                                                                                              В.А.Сухомлинский.

Эти слова В.А.Сухомлинского я взяла для себя как педагогическое кредо в создании уроков и занятий по ФГОС 2-го поколения. Всегда моей целью был и остается поиск яркой «изюминки» в каждом уроке, что поможет мне в развитии навыков образного и творческого мышления учеников и их индивидуальности на уроках музыки/

Я попробую показать принцип организации учебного «диалога» по технологии «музейной педагогики», где звучание разных немузыкальных предметов, окружающих ребенка, поможет «выйти» на композиторское открытие П.И.Чайковского в балете «Щелкунчик» в области оркестровки. Визуальное и слуховое знакомство с предметами произойдет самым приемлемым для ребенка способом - исследованием этих предметов и формированием своего мнения в процессе вдумчивого просматривания, прослушивания и размышления.  

- Что такое музейная педагогика?

Музейная педагогика - это сравнительно новое направление педагогической деятельности, которое позволяет сделать урок более интересным, загадочным. На уроках музыки можно выделить следующую цель музейной педагогики применительно к работе с учащимися в рамках ФГОС урочной и внеурочной деятельности: создание условий, при которых ученик способен активно взаимодействовать с предметами, которые могут стимулировать их исследовательские и аналитические и слуховые качества, связывая эти предметы с темой или проблемой урока.

Практическая деятельность музейной педагогики в свою очередь включает

собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, поисковой деятельности с педагогом, составление проектов, маршрутов, экспериментальную деятельность – опыты.

Для того, чтобы использовать технологию музейной педагогики на уроках музыки, нужно создать экспозицию из фотографий и предметов, которые будут тесно связаны с жанром или темой урока:

 

Сейчас представлю фрагмент урока «Балетная мозаика. Щелкунчик», который называется «Тайна Феи Драже» и может стать и организационным этапом в начале урока, и эффектной мотивацией учебной деятельности учащихся на этапе целеполагания, и как творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания), и может стать красивым финалом урока.

- Как же может выглядеть композиторское новаторство? (ответы).

 

-П.И.Чайковский не только внес лепту в развитие русского балета, но и стал новатором в области балетной музыки. Сейчас нам предстоит раскрыть эту балетную тайну новаторства П.И.Чайковского, и в этом нам поможет необычная выставка. Необычность выставки в том, что здесь есть один главный экспонат, который скрыт, и мы займемся разгадыванием этого экспоната.

- Перед вами различные предметы. Какие из них являются музыкальными инструментами? (бубен, ложки и т.д.)

- Может обычный «немузыкальный предмет» стать музыкальным инструментом?

- Попробуйте извлечь звуки из представленных разных экспонатов.

- На что похож звук из йо-йо, ракушек и т.д.?

Учитель.

Различные предметы и звуки окружают человека с самого рождения. Человек со временем прислушивается к этим звукам, складывает из их звучания музыку, которая выражает его настроение, чувства и эмоции.

- Как вы думаете, что представляет из себя главный экспонат, из какого материала он сделан?

(Учитель откидывает ткань, взяв в руки алюминиевые палочки, передает ученикам и просит показать игру на бокалах).

- Вам понравились звуки из бокала, на что они похожи?

Учитель.

По замыслу композитора в сцене, когда танцует Фея Драже, в музыке, чтобы усилить образ повелительницы королевства сластей, должны слышаться звуки падающих капель в сладкий фонтан. Как будто хрустальные горошины падают на серебряное блюдо, падают, отскакивают и исчезают…

- Вспомните пожалуйста, какой звук у челесты?  (хрустальный, звонкий, как колокольчики)

- С тех пор челеста часто используется в симфоническом оркестре…

- Ребята, ведь мы тоже любим экспериментировать со звуком и даже со стилем…

После такого эмоционального и действенного знакомства с инструментом челеста у учащихся появляется большой интерес поиграть на бокалах и воспроизвести образ Феи Драже с помощью любых немузыкальных и музыкальных инструментов …

Исходя из вышесказанного, можно уверенно сказать, что это новый инструмент для познания мира, но необходимо распределить роли партнёрства между учителем и учащимися, при этом учитель может выбрать себе разные роли: художника, писателя, учёного, искусствоведа, а ученик воспринимающий музейные предметы может стать посетителем, слушателем, художественным критиком и т.д.

А результатом таких уроков, занятий, могут быть выступления учащихся, с использованием «экспозиционных» предметов в качестве музыкальных инструментов. Такие эксперименты очень нравятся учащимся и могут стимулировать их творческую фантазию и креативность.