Методический семинар

 «Интерактивные методы обучения  обучающихся  на уроках истории и обществознания»

 «Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования»

Д. И. Менделеев 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс

«Учитель года-2018»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Евдокимова. С.В.

 учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №1»,

высшая квалификационная категория

svet.evdokimova2013@yandex.ru

 http://nsportal.ru/evdokimova-svetlana-viktorovna

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

 «Интерактивные методы обучения  обучающихся

 на уроках истории и обществознания» (1слайд)

Цель и задачи методического семинара

Цель: обобщение педагогического опыта, использование приёмов технологии ,развития интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Задачи:

  • раскрыть сущность интерактивных методов  обучения на уроках истории и обществознания;
  • продемонстрировать примеры конкретных заданий, направленных на развитие интерактивных методов обучения  учащихся;
  • показать результаты работы использования интерактивных методов обучения. (2 слайд)

«Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования»
Д. И. Менделеев
(3слайд)

«Учитель всегда невольно стремится к тому,  чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя ,тем он неудобнее для учеников.  Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики.  Будем же искать, и примерять те способы обучения, которыми будут довольны  ученики». Л.Н. Толстой (4слайд)

В Концепции модернизации российского образования выдвинуты новые социальные требования к системе образования, которые должны подготовить современных, образованных, предприимчивых молодых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

Данные требования нашли свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах  позволяющих отслеживать уровень подготовленности выпускников средней школы через компетентностный подход. Он включает в себя фундаментальные и практические знания о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей.

Поиск новых форм и приемов изучения истории и обществознания в наше время- явление не только закономерное, но и необходимое.

В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире. (5слайд)

Готовясь к очередному уроку, я каждый раз задаю себе вопрос: что важнее для моих учеников? Постичь все азы науки истории или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном и непростом на сегодня день мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надёжнее в окружающей жизни, побудили ли их к творчеству, активному их применению  в жизни и на практике. Из многообразия современных методов обучения, как ведущие я выбрала – интерактивные, и считаю, что данные методы, как  никакие другие способствуют формированию практических навыков у учащихся, однако, доминирование интерактивных методов, не означает, что я не использую  всем известные – традиционные методы.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. (6слайд)

Свои мысли учащиеся могут  выражать неординарно, а ресурс интерактивных форм и методов дает нам, педагогам возможность,  помочь ребятам  чувствовать себя уверенно в коллективе сверстников, что для подростков является актуальным и необходимым. (7слайд)

Целесообразность применения    интерактивного метода обучения

  • вклад  каждого учащегося в процесс обучения;
  •  обмен знаниями, идеями;
  • атмосфера доброжелательности;
  • взаимная  поддержка;

приобретение не только новых знаний ,но и развитие своих коммуникативных умений: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. (8слайд)

Пассивные методы :  ученик - объект обучения, усваивает и воспроизводит знания, передаваемые учителем - источником знаний. 
Основные методы: лекция, опрос. ( 9слайд)

Активные методы : ученик – субъект обучения выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем.

Основные методы: творческие задания, вопросы от учащегося к учителю и от учителя к ученику , творческий подход  учащихся.(10слайд)

Домашнее задание для учащихся  5 класса по теме «Как жили земледельцы и ремесленники» - сделать амулет на  учебную удачу по истории.

 Ребята представили работы в виде таких амулетов: кофейный амулет, ракушечный, бисерный, в мешочке(карандаш, листочек, лен) (11 слайд)

Интерактивные методы – методы,   построенные на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Основные методы:

групповая работа, дебаты, моделирование, ролевые игры,

дискуссии, индивидуальные

и групповые проекты, обсуждения (12 слайд)

  • готовит заранее необходимые задания;
  • формулирует вопросы и темы для обсуждения в группах;
  • контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы;
  • дает консультации;
  • разъясняет сложные термины;
  • помогает в случае затруднений при выполнении заданий;
  • учащиеся  придумывают творческие задания и находят себя в разных направлениях.(13 слайд)

Возрастает роль самостоятельной работы. 

У обучающихся появляются дополнительные источники информации - книги, словари, энциклопедии, сборники законов, исторические документы, выдержки из газет. (14 слайд)

Методики   интерактивного обучения

Ситуативные – рассмотрение реальной или вымышленной ситуации.

Дискуссионные – обсуждение той или иной проблемы, обмен идеями, мнениями.

Рефлексивные – самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы.

Поисковые – получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования.

Ассоциативные – опора на ассоциативное мышление.

Аналитические – критическое мышление- дедукция- от частного к общему и индукция – от общего к частному.

Репродуктивные – воспроизводство готовых сведений.

Игровые – моделирование реальных или вымышленных ситуаций.

Проектные – не накопление знаний, главная  цель, а овладение  способами деятельности. (15 слайд)

Используемые основные интерактивные методы на уроках истории и обществознания  в виде:

1. уроков с  применением творческих заданий, игровых технологий (нарисовать карту, придумать символы добра и зла);

2. рисунков по теме «Потребности семьи», кулинарных проектов по теме «Традиции моей семьи» обществознание);

3. подготовка презентаций и ребусов для самых маленьких по теме "Безопасный интернет"(участие в международном проекте "Подросток и право") (16 слайд)

4.экскурсии в музей , библиотеку , театр, дендропарк , храм

5.уроков с использованием общественных ресурсов: приглашение специалистов на урок(17 слайд)

6. ученик в роли учителя;

7. составление документов, письменная  работа по обоснованию своей позиции;

8. обсуждение сложных и дискуссионных проблем: проектный   метод,  дискуссия, дебаты, мозговой штурм, дерево решений,  переговоры (18 слайд)

 Результативность  участия в конкурсах по предметам (19 слайд)

Литература :

1.Вяземский  Е. Е. Теория и методика преподавания истории [/ Е. Е. Вяземский. - М. : Владос, 2003.

2.        Коростылева Л. А. Психологические барьеры и готовность к нововведениям / Л. А. Коростылева. - СПб., 1996.

3.        Кукушина В. С. Педагогические технологии / В. С. Ку-кушина. - Ростов н/Д. : МАРТ, 2002.

4.        Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения: спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М., 2004.

Интернет-ресурсы

1) Сеть творческих учителей.

  http://pedsovet.su/load 

2) Российский образовательный форум.

3)  http://albina4et.ucoz.ru/load/ped_sovety Педагогические советы. (20 слайд)