Открытый урок по истории в 9 классе

 Тема «Социальная структура советского общества в годы нэпа» 

Учитель истории  и обществознания МБОУ «Сергачская СОШ№1»

Евдокимова Светлана Викторовна.

svet.evdokimova2013@yandex.ru

http://nsportal.ru/evdokimova-svetlana-viktorovna

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2018.doc380 КБ
Microsoft Office document icon programmka.doc2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого занятия по теме

«Социальная структура советского общества в годы нэпа»

(9 класс)

Цель учебного занятия: Влияние новой экономической политики государства в 20-ые годы XX века на изменение социальной структуры советского общества.

 Задачи: познакомить учащихся с повседневной жизнью основных социальных слоев общества 20 гг. XX в; научить работать с различными источниками, выстраивать иллюстративный ряд, делать выводы, способствовать развитию общения и умения создать яркий и многоплановый образ нэпа. 

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, таблички с названиями групп.

Тип открытого занятия  :  интегрированный

Класс разделен на 6 групп : 1)политическая элита ;2)крестьяне ;3) интеллигенция 4)нэмпаны - (совбуры )5) советские  служащие ;6) рабочие

Группа корреспондентов: газета «Правда»;журнал «Большевик»- газета «Труд» ;газета «Общее дело»;газета «Известия»; газета «Социальный вестник» .

Группа экспертов (4человека)

Ход занятия

1)Организационный  момент

Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рада  приветствовать вас , на нашем учебном занятие  по истории.

История – удивительная наука, она может перенести нас в любую эпоху. Вот и сегодня на уроке мы окажемся на историческом отрезке 90-летней давности. Ребята вам было дано задание: проанализировать разные источники, документы, сборники, отрывки из работ историков, воспоминания очевидцев, литературные произведения и узнать о  социальной структуре советского общества в 20 годы XX века: где жил человек, чем занимался, что ел, о чем думал, во что одевался, какую музыку он слушал. Для того чтобы прочувствовать и создать образ эпохи 20 годов XX

Итак мы начинаем наше занятие. учитель!

Марина Гришина читает стих Демьяна Бедного (появляется 1 слайд музыка)

Публика… Батюшки-светы! Шику-то сколько, беда!
Барыни эвона как разодеты!..
Подняли головы вновь господа.
Ярко блестит магазея.
Выставка в каждом окне.
Публика топчется, жадно глазея.
Всё расхватает… По всякой цене!..
— «Эп! Сторонися, прохожий!..
Эп,Эп!!.»
Крик бесшабашный, на что-то похожий:
— «Нэп! Сторонися, прохожий!..
Нэп!!.» .
Соболь, фальшивые блёстки…
Слой из румян и белил…
Роскошь и бедность… Девицы… Подростки…
Густо «панельный товар» повалил.
Всем — по одёжке дорожка:
Этим — в шикарный «Ампир»,
Этим туда, где не шёлк, а рогожка,
В тёмный вонючий, сивушный трактир.
— «Эп! Сторонися, прохожий!..
Эп!..Эп!!.»
Крик бесшабашный, на что-то похожий:
— «Нэп! Сторонися, прохожий!
Нэп!.»Кружев прозрачная пена…
Ножек приманчивый взлёт.
— «Митя… Нам море теперь по колена…
Всю, брат, Расею возьмём в переплёт!..
Митя… Поедем к цыганам!..»
— «Тройкою?..»
— «Тр-рой-ку скарей!!.»
— «Нищие… Чорт их несёт к ресторанам…
Клянчат, мерзавцы, у каждых дверей!»
— «Эп! Сторонися, прохожий!
Эп! Эп!!.»
Крик бесшабашный, на что-то похожий:
— «Нэп! Сторонися прохожий!
Нэп!.» Дробь выбивают копыта
Взмыленных, быстрых коней.
Отзвук ли это минувшего быта?
Иль первоцвет наступающих дней?
Выдался вечер пригожий.
Тройка летит по Тверской.
Кучер-то, кучер какой краснорожий!
Весело окрик звучит кучерской:
— «Эп! Сторонися, прохожий!
Эп! Эп!!.»
Окрик разгульный, на что-то похожий:
— «Нэп! Сторонися, прохожий!Нэп!!.»
3мин

-  Ребята , о каком ,социально-экономическом явление говориться в стихотворение  Демьяна Бедного? (2слайд)учитель

- О нэпе (ответ учащихся)

- Именно Нэп собрал нас сегодня за круглым столом. Тема  нашего учебного  занятия  «Социальная структура советского общества в годы нэпа» (3 слайд) ( 4 слайд) Цель нашего  занятия: влияние новой экономической политики государства в 20-ые годы XX века на изменение социальной структуры советского общества . Вот уже на протяжении нескольких десятилетий ведутся споры о нэпе. Итак перед вами проблема учебного занятия : годы нэпа изменили жизнь каждого человека независимо от того, где он жил – в столице или провинциальном городе или деревне. Так ли это? В конце учебного занятия  вы должны будете согласиться с данными словами , либо их опровергнуть эти слова. учитель

-За круглым столом присутствуют социальные группы 1)политическая элита – Водопьянов Д, Аббясова А; 2)крестьяне – Колбич Т, Есенкова Ек, Аллимурадова Ир;3) интеллигенция –Дудорова Т, Зимина М, Лаптева Ел;4)нэмпаны (совбуры)- Курылев К, Леонтьев М, Масакова Т;5) советские  служащие- Фролов Ал, Корзунов М, Дубровина Кс; 6) рабочие – Голикова Я, Дементьева Ал, Ходаковская Ан , (5 слайд схема социальные слои в период нэпа) представители советских издательств ,которые будут задавать вопросы представителям социальных групп и эксперты, которые вынесут решение о том ,какие изменения произошли в социальных слоях общества в период нэпа, в 20 годы. Итак, мы начинаем нашу дискуссию. учитель. 5мин.

Вопросы нэпманы (6слайд) тихонечко листаешь слайды до следующей группы и закрываешь проектор!!!

Газета «Правда (Гришина М) задает вопрос нэпманам от 1 лица говорить.

- Добрый день ,я корреспондент газеты «Правда», у меня вопрос к нэпманам ,как известно вы люди новой  эпохи: - согласно действующему законодательству 1920 года чем отличается ваше социально-экономическое, политическое положение от других слоев  советского общества?(1 вопрос)

- По своему политическому ,социальному и экономическому положению наше положение резко отличается от прочего населения. Курылев К

- По действующему законодательству наши дети не могут учиться с детьми других социальных групп, не можем выпускать легально свои газеты, нас не призывают на службу в армию. Курылев К

 - Мы так же не являемся членами профсоюзов и не занимаем должности в государственном аппарате, но  мы часто разъезжаем ,то на крайний юг(Закавказье),то на крайний север (Мурманск) Масакова Т

- Добрый день, «Социальный вестник» вас приветствует (Терешкина И)

- Как вы проводите свободное время, говорят ,вы совершаете крупные сделки в кафе ,при чем миллионные?(2 вопрос)

фон музыки 7 слайд

-  Очень люблю клуб приказчиков и игру «Шменку» , закладываю в банк 10- ки милльярдов и выигрываю трилльоны! Леонтьев М

- газета «Труд» (Рыбакин Д) Можно ли сказать ,что с провозглашением нэпа восстановился весь реквизит старой России? (3 вопрос)

- Вы знаете ,престижно стало иметь  свое «авто», одеваться у своего модиста, и ездить отдыхать на «воды». Очень модно ходить в лисьей шубе, иметь родственников за рубежом. Курылев К

-газета «Известия» Рубцова Д  - Хотелось бы узнать что вы предпочитаете одевать в ресторан и в обычный день?

- Ой, вы знаете на днях ,я достала блузку с широкими рукавами и узкую короткую юбку  - это  наша будничная одежда! Для посещения ресторанов предпочитаю платья из атласа, шарфик обязательно, искусственный жемчуг, и еще остроносые туфельки, а еще появились модные стрижки  с выбритыми затылками - «фокстрот» и «волны» (8-9слайды)Масакова Т

Если б маленький домишко,

Да вокруг него садишко,

Да в погожий бы денек

Попивать бы там чаек —

Да с супругой Акулиной

Да с дочуркой Октябриной

Д’на крылечке бы стоять —

Своих курочек считать,

Да у каждой бы на лапке

Лоскуток из красной тряпки —

Вот он, братцы, я б сказал, —

«Нэпмановский  идеал»! стих?

открываешь проектор на 10 слайд

К слову «нэмпан» в 20 –е гг. сформировался карикатурный образ упитанного господина, вальяжно прогуливающегося по улице ,и нарочито выпускающего колечками сигаретный дым. 10 слайд) учитель

Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные!-
Партийные  расходятся на заседания.
 учитель

Вопросы «Партийной элите» (11 слайд) тихонечко листаешь слайды до следующей группы и закрываешь проектор!!!

 Журнал  «Большевик» (Милосердова Л) – вопрос к «Партийной элите»

-Вас обвиняют в том ,что вы участвуете  в вечеринках с «чуждым  элементом»? объясните? (1 вопрос)

-Вы знаете, зачастую наши интересы  совпадают с советскими хозяйственниками и поэтому у общества создается впечатление что мы  и они заинтересованы в сохранении переходного состояния экономики, в котором легче якобы нам «обделывать» сомнительные сделки.  Среди нашей партийно-государственной номенклатуры входят в моду браки с «социально-чуждыми» - социальный «лифт наверх» требует подтверждения жизненного успеха , а кстати наши жены из «чуждых» я вам скажу образованы и воспитаны, не курят и не выражаются! Водопьянов Д (12 слайд)

- вопрос от газеты «Общее дело» О чем гласит постановление СНК от февраля 1921г, хотелось бы узнать из первых уст?  (2вопрос)Зимин Ал

-Вы, знаете  в феврале этого года СНК,  принял постановление о сокращении привилегированных нам  пайков и уравнении норм снабжения руководящих кадров и рабочих. Аббясова Алсу

- Как вы относитесь к ведению нэпа? Журнал  «Большевик»  Милосердова Л

-Кто-то из наших  поддерживает  нэп ,есть те кто ,отрицательно относится к нэпу, потому что многим кажется  ,что  нэп зарождает капитализм! Водопьянов Д

- Как вы считаете нэп надолго? «Социальный вестник» Терешкина И

- Мы думаем что да, это вынужденная мера и нэп будет до тех пор , пока не наладиться в стране экономическая ситуация. Аббясова А

--« Общее дело»  Зимин А. Где  предпочитают  одеваться ваши работники?

- При Петроградском совете существует склад конфискованных вещей, нам выдают их только по особым запискам, при чем здесь любая одежда и лучшего качества например: кожанка , многим ее вообще не достать! Водопьянов Д

Вопросы к группе «Советские  служащие» (13 слайд) тихонечко листаешь слайды до следующей группы и закрываешь проектор!!!

-Считаете ли вы себя материально обеспеченными? Газета «Правда» Гришина М

- В два раза  у нас выросла зарплата, можно заниматься индивидуальным трудом, мы можем позволить себе  санатории и дома отдыха, путевки в которые, приобретаем   на средства социального страхования, распределяются нашими  профсоюзами ,среди наших бесплатно или на льготных условиях. Ходить в театр стараемся  бесплатно, за счет государства. Дубровина Кс 

1 вопрос – газета «Труд» - Хотелось бы узнать о вашем дневном рационе питания? (Рыбакин Д)

-  на завтрак предпочитаем : чай с хлебом, жареный картофель. На обед : щи или бывает мясной суп, иногда можем позволить грибной, картофель с котлетой или с мясом. Фролов Ал

 Ужинать придется ,тем ,что останется с обеда, чай с хлебом. Корзунов М

-2 вопрос  «Социальный вестник» -  подтверждаете  ли вы слух о том, что для женщин служащих введена специальная форма? Терешкина И

-  У женщин обязательно длинные волосы, заколотые на затылке, блузки и юбки строго английские с узкими мужскими галстуками, а женщины старшего поколения не следят  за модой, и являются  приверженницами одежды своей молодости. Дубровина К

Вопросы к группе «Рабочие» (14 слайд)

-газета «Известия» - перед вами карикатура, как вы ее объясните?(Рубцова Д) 1вопрос(15слайд)

-Как мы ненавидим этих нэмпанов ,и их переполненные товарами магазины , дай нам волю ,и мы бы в два счета разогнали бы всю эту буржуазию, но нас удерживает одна мысль ,как говорит Владимир Ильич ,что нэп это ненадолго. Ходаковская Н

- газета «Правда» - Охарактеризуйте условия вашего быта, чем он отличается от других социальных слоев Гришина М 2вопрос

      -Общежития  у нас не оборудованы в соответствии с минимальными требованиями, полная антисанитария, просто – ужас!    Вот наше  общежитие располагается в здании бывшей Александро-Невской лавры . Дементьева А

 Печи старинной работы, холод, не уютность, водопровода нет, да что там, прачечной  даже нет, и живет нас по 80 человек в одном этом доме, который не проветривается.  Мебели нет , кроме кроватей, белье даже негде постирать!  Ходаковская Ан    (16слайд)

- Милосердова Л «Большевик» – Скажите, что за прозодежда была у вас  введена на предприятиях?

- Прозодежда – профессиональная и спортивная одежда: ввели комбинезоны ,что очень смело, потому что раньше брюки мы не носили, цвета синие, серые и коричневые, нас устраивает такая одежда! Дементьева Ал(17слайд)

Вопросы к группе Крестьяне  18(слайд) тихонечко листаешь слайды до следующей группы и закрываешь проектор!!!

- журнал «Большевик» вопрос к крестьянам  - Советская  служащая женщина  носит блузку английского покроя, черную юбку, а что носите вы женщины из провинции? Милосердова Л 1вопрос

      - в городе женщины носят короткие и прямые платья, а мы  деревенские девушки выделяемся своими широкими по щиколотку юбками с оборками, любим узкие кофты и кацавейки из сатины, плюша и бархата. Колбич Т (19 слайд)

- «Общее дело»   - Скажите, чем вызвана ваша подозрительность к советской власти?  Зимин Ал  2 вопрос

- Наша подозрительность многим понятна, хитрые люди, живущие за наш счет , из –за них мы находимся на достаточно низком уровне . Алимурадова Ир             

Несмотря  на то, что иногда можем себе позволить купить керосин ,спички, свечи в городе, но это только иногда, вот и подумайте в чем наша подозрительность! Есенкова Ек

- Газета «Известия» Рубцова Д - Правда ли ,что в деревне появились зажиточные крестьяне и что им  позволили  увеличить личное подворье?

- Да в деревне стали появляться зажиточные, трудолюбивые крестьяне, и поэтому у них  есть право иметь не более двух коров, свинью с 10-ю поросятами, до 20 - ков птицы, две лошади и несколько овец. 20 слайд Колбич Т

- журнал  «Большевик  - Какое преимущество продналога в сравнении с продразверсткой? Милосердова Л  »

-  Продналог вдвое меньше продразверстки и его размер объявляют заранее. 

Все излишки поступают в наше распоряжение,  что создает  некий стимул для увеличения зерна. Алимурадова Ир

Вопросы к группе Интеллигенция 21 слайд тихонечко листаешь слайды до следующей группы и закрываешь проектор!!!

-  газета «Известия»  Рубцова Д – В чем заключается политика самоуплотнения ? 1 вопрос

- политика самоуплотнение трактуется как осуществление заселения без участия властных инстанций, понимаете ,не хватает жилья, прибыли  из села вот и обострилась проблемка с жильем  у нас, многие поплыли за границу! Дудорова Т

- «Социальный вестник» - Охарактеризуйте свое положение в обществе? Терешкина И 2 вопрос

-  Наше положение  ,не спекулянтов, все ухудшается, городские лавки закрыты, ничего не получаем, паек уменьшили, сахара совсем не выдали за первый квартал, дров совсем не дают. Практически отсутствует  возможность заработать художественным творчеством. Зимина М

А другие стали хорошо жить, ходят по ресторанам ,в которых блюда стоят до 70 тысяч, тогда как  у меня штатного преподавателя зарплата 5700р! Лаптева Ел

-  Газета «Правда» - Почему многие из вас иммигрируют за границу? Гришина М

-По разным причинам уезжаем кто  то не договорился с новой  властью , кого то она очень хорошо приняла, обогрела, кто то отстаивает  свои интересы и свою систему  мировоззренческих ценностей в условиях диктатуры большевистской партии. Зимина М

-Как вы проводите свое свободное время в отличие  нэмпанов? И где вы покупаете свою одежду? Рубцова Д «Социальный вестник»

-  С целью противостояния буржуазной идеологии организуем  политшколы, совпартшколы .  Началась  работа частных издательств. Установлен  контроль над печатью, деятельностью  наших издательств, репертуаром кино и театров. Но мы все равно создаем курсы, информируем наших людей, о том, что происходит в обществе. Дудорова Т

-Сейчас начали привозить готовую одежду из-за границы- брюки «полпред» и ботинки «джимми», власти распорядились, чтоб мы покупали ее в магазинах. Лаптева Ел 22  слайд

 «Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу» именно здесь родилось это выражение! Учитель

Ребята перед вами в начале занятия  ставилась проблема  – произошли ли изменения в социальной структуре советского общества, изменилась ли жизнь различных слоев общества? Сейчас слово нашим экспертам. Учитель

1эксперт Терина А. Нэмпаны (совбуры)– это колоритные фигуры того времени,  становятся собственниками, владеют большим количеством денег , понимали непрочность своего положения , поэтому проживают их в казино, вкладывают деньги в золото и бриллианты.(23слайд)

2эксперт Кельдюшева Ар Партийная элита - люди ,которые занимают государственные посты, имеющие определенные льготы, например: покупка продуктов питания в магазине ,что обычным гражданам было не доступны, преимущество в жилье.(24слайд)

3эксперт Калинина О Советские служащие – люди находящиеся на гос. службе , в 1921 году их насчитывалось более 2,5млн,занимающие бумажной волокитой, которые были однолики, одна и та же манера прически, одежды, манера поведения.(25слайд)

4эксперт Семенова Ан  Рабочие – люди, сводившие едва концы с концами, жившие в коммунальных квартирах ,которые часто не имели возможностей покупать промышленные товары первой  необходимости.(26 слайд)

1эксперт Терина Ал  Крестьяне – самый многочисленный слой ,страдающие от малоземелья, обложены огромными налогами, не имеющие возможности переехать жить в город.(27 слайд)

2экперт Кельдюшева Ар – Интеллигенция – многие эмигрировали из страны ,оставшиеся в большинстве  в своем сводили жалкое существование.(28 слайд) закрываешь проектор!!! 

1экперт Терина Ал

Прошла война, страна лежит в разрухе,
И надо заново её всю поднимать.
Решила партия по ленинской науке
С военным коммунизмом «завязать».
2 эксперт Кельдюшева Ар

А до того в стране царила продразвёрстка,
 В деревнях вычищая каждый уголок.
 И оставалось у крестьян зерна с напёрсток,
  Лишь только б с голоду он помереть не мог.

3 эксперт Калинина Ол

Но всё равно всем хлеба не хватало,
Рабочий в городе ведь тоже голодал.
Недолго продразвёрстка процветала
И ,скоро продналог народ узнал

4 эксперт Семенова Ан

И НЭП пришёл, возрадуйся крестьянин,

Торгуй свободно ты оставшимся зерном,
 Тебя ж рабочий – вдруг однополчанин –  
 Снабдит сполна всем нужным барахлом.

1эксперт Терина Ал

Народ российский был к торговле хваткий,
Один стал шить, другой стал продавать.
От частной лавочки до фабрики канатной
Стал производство каждый развивать

2эксперт Кельдюшева Ар

И стала ввысь расти Страна Советов,
Червонец свой по миру укрепив.
 Народ стал жить богаче и сытнее,
  Про голод и разруху позабыв.

3экперт Калинина Ол

А в городах открылись рестораны,
Зажглись огни в весёлых кабаре,
В них нэпманы свободно развлекались –
Теперь они хозяева в стране.
4эксперт Семенова Ан

Как говорят, недолго музыка играла,
Ведь вождь народов ясно всем сказал,
 Страна на шаг назад лишь отступила,

 Свободы НЭПа постепенно он убрал!

Учитель Спасибо нашим экспертам . Ребят вы согласны с мнением наших экспертов, кто – то может высказать свою точку зрения. (ответы детей)

- Нэп несомненно оказал влияние на все социальные слои страны, и как мы видим его восприятие в народе неоднозначным: кому -то нэп казался передышкой ,кому –то окончательной погибелью, а кто то видел возрождение старой жизни.  Дубровина К

Большое спасибо  ребят за работу ! До свидания! (29слайд) фон музыки)


                  


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com