Проблема реализации профориентационной работы на уроках английского языка на разных ступенях обучения

Талеева Устина Дмитриевна

 

Проблема реализации профориентационной работы на уроках английского языка на разных ступенях обучения

Профориентация является актуальной проблемой современного образования, несмотря на проводимые школой мероприятия с учащимися. Согласно исследованиям, 60 % выпускников не трудоустроены по профессии.  Молодые люди слишком часто массово выбирают «модные» профессии гуманитарной направленности, хотя отечественный рынок труда нуждается больше в технических специалистах, специалистах рабочих специальностей, медицинской направленности и т.д. Несмотря на то, что отечественный рынок труда уже перенасыщен юристами и экономистами «без опыта работы», будущие студенты стремятся получить образование именно в этих отраслях. В большинстве случаев выпускники выбирают знакомую для них профессию, либо поступают в ВУЗ по совету родителей, или туда, куда пройдут по баллам ЕГЭ, мало кто из выпускников осознанно подходит к выбору профессии, что в дальнейшем приводит к нереализованности или разочарованию в профессии.

Английский язык, как самый метапредметный урок, играет немаловажную роль в реализации профориентационной работы, позволяет подойти к выбору той или иной профессии осознано, аналитически, ведь обсуждение профессий идет на разных ступенях обучения по принципу от простого к сложному.

Например, в 3 классе идет знакомство с миром профессий, в 4 классе к профессиям добавляется место работы, в 5 классе профессии обсуждаются наряду с хобби и интересами, дети приходят к выводу, что если ты любишь фотографировать, из тебя получится неплохой фотограф, и т.п., в 6 классе обсуждается возможность попробовать себя в качестве волонтера в разных областях, большое внимание уделяется экологическому воспитанию. В 7 классе детям предлагаются на обсуждение достоинства и недостатки необычных, опасных профессий, волонтерские программы, где дети смогут преподавать английский язык детям из других стран, дети проходят тесты на профориентацию, анализируют свои черты характера и совместимость с той или иной профессией, учатся писать резюме. В старших классах делается упор на вопросы психологии, эмоционального здоровья, стрессоустойчивости, рассматриваются творческие профессии.  На уроках английского языка дети получают возможность обсудить плюсы и минусы профессий, сделать выводы и постепенно приходят к самопознанию и выбору профессии.

Несмотря на внимание к профориентации на уроках английского и других предметах, профориентационную работу с психологами, социальными педагогами, экскурсии на предприятия или форумы, данная проблема существует.

Молодежный парламент при Государственной думе предложил Минобрнауки ввести в общеобразовательных школах уроки по профориентации. Они должны не только ориентировать школьников относительно востребованных профессий, но и вовлекать их в экономико-правовую ситуацию на рынке, проблемы труда, занятости и социально-трудовых отношений, научить их определять ключевые компетенции, которые помогут им достичь успеха на трудовом поприще и т.д. А кто собственно будет вести данные уроки? Существует три варианта проведения профуроков: карьерные консультанты, замена предмета «технология», или проводить занятия в формате классных часов, куда бы приглашались успешные представители разных профессий. На мой взгляд, инициатива проведения профуроков весьма перспективна, старшеклассникам было бы полезно получить знания специалистов рынка труда, чтобы сделать осознанный выбор. Вести такие уроки должны, конечно же, специалисты, карьерные консультанты, кураторы, так как только компетентные люди смогут рассказать о достоинствах профессии, средней зарплате, тенденции ее развития на рынке труда, и проводить такие уроки нужно также и для родителей, так как большинство из них не осведомлены в достаточной степени о той или иной профессии. Также необходим личностный подход к ученику, познание его индивидуальности, его потенциала, сильных сторон. Только тогда можно правильно подобрать профессиональный путь. Если такие уроки будут введены, то мы получим больше людей, занимающихся любимой работой, реализованных в жизни и нашедших свое призвание.

Но с другой стороны, тендеции рынка труда таковы, что в будущем людям будут необходимы универсальные знания и качества, такие как гибкость, работа в команде, дистанционная работа, самоорганизация. Если учитывать эти тенденции, то и на обычных уроках в школе, применяя различные формы и методы обучения, можно подготовить человека, готового к профессиональным трудностям.

А какое ваше мнение? Вы за или против введения профуроков?