Информационная компетентность учителя

Братушка Алла Даниловна

Значение информационной компетентности учителя.

 

Ускорение социально-экономических процессов вынуждает школу идти в ногу со временем, и порой опыт прошлых поколений не всегда эффективен в современной жизни. Учителю уже не достаточно выполнять информационно-контролирующую педагогическую функцию, а в сегодняшний день на первые позиции ставить личностно-ориентированные, поддерживающие функции наставника. Информационные возможности ученика сегодня расширены за счет «всемирной паутины» Internet. Сегодня важно идти от ученика: его проблем, потребностей, интересов, особенностей возраста.

  • Выпускник современной школы должен обладать рядом качеств:
  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
  • четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
  • быть способным генерировать новые идеи;
  • грамотно работать с информацией - уметь собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности и т. д.;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, решать  конфликтные ситуации;
  • сам работать над развитием собственного интеллекта, культурного уровня и т.д.

Естественно, в современных условиях остро стоит вопрос о том, что и у педагога современной школы должен быть соответствующий уровень профессиональной компетентности.

Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое пытается передать ученику. Его главная задача – мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности

«Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл).

Введенский В.Н. (доктор пед. наук) выделяет коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую компетентности. Остановлюсь на  информационной компетентности.

Современный ученик зачастую может быть более компетентен в области информатики, чем учитель. Умение при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, DVD, телефон, факс, принтер, модем,) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

До недавнего времени свою информацию я размещала на странице в социальной сети «Контакт», но нехватка места и невозможность систематизации информации привело меня к созданию своего сайта. Я создала свой сайт по подобию персонального сайта председателя МО учителей физики Седовой И.И. «Персональный сайт учителя физики Братушки Аллы Даниловны».

 

Сайтом активно пользуются ученики, в основном положительная оценка дается пользователями. На сайте информация разбита по классам. Есть возможность опубликовать демоверсии предстоящих контрольных работ для учеников. В разделе каталог файлов я поместила ряд видеосюжетов-опытов, которые сняты в кабинете физики. Это поставленные опыты по теме «Виды теплопередачи.Теплопроводность. 8 класс» и «Звуковые явления. Звук – механическая продольная волна. 9 класс». Эти опыты демонстрируются и в классе, но ученики могут их еще раз посмотреть и дома. Многих такие видеосюжеты подталкивают  на самостоятельные видеосюжеты, в большинстве своем у учеников, вызывают удивление, т.к. они готовы увидеть все что угодно на Ютубе, кроме своего учителя

Учитель физики     А.Д.Братушка