Обмен опытом: об участии в профессиональных конкурсах

Пирогова Наталья Викторовна

Может быть, кому-то пригодится взгляд изнутри - взгляд участника конкурса профессионального мастерства. Мысли и мнение субъективны, конечно. Но очень хочется поделиться...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на заседании

 Городского методического объединения

учителей английского языка

«Методический рост учителя – рост знаний ученика.

Обмен опытом: об участии в профессиональных конкурсах»

Пирогова Н.В

учитель высшей квалификационной категории

 МОУ лицей города Фрязино

Московской области

«Тот, кто, обращаясь к   старому,

способен открыть новое,

 достоин быть учителем»

Конфуций

Конкурс профессионального мастерства – это не только возможность показать свои умения и поделиться опытом, ( растратив при этом невероятное количество нервных клеток),  это еще и уникальный шанс  поучиться у коллег мастерству педагогического дела, и обогатить свою копилку профессиональных знаний, и обрести новых друзей – единомышленников…

Участие  в конкурсе «Педагог года Подмосковья – 2014»,  который проходил в Серпухове в марте 2014 года,  изменило мою жизнь и перевернуло сознание.

Каждый участник конкурса должен был пройти 4 испытания – 1) выступить с презентацией своего опыта работы на методическом совете, 2)дать открытый урок на незнакомом классе по заданной накануне урока теме и с демонстрацией всех заявленных на методсовете особенностей работы, 3) провести беседу с детьми по выбранной ими теме, 4) провести мини-родительское собрание, побеседовав с родителями по теме, выбранной ими же.

 Каждое испытание оценивалось строгим, но справедливым жюри, а  кроме того, любой конкурсант мог свободно присутствовать на любом мероприятии, складывая для себя свое собственное мнение о своих соперниках – коллегах и внутренне оценивая свои шансы при сравнении с другими конкурсантами.

Уже подготовка к первому испытанию (так называемому «домашнему заданию») заставила меня всерьез задуматься о своей работе: добросовестная, кропотливая работа день за днем – это одно, а умение обобщить накопленный багаж профессиональных  умений и навыков, анализ методик и приемов,  методически – грамотное и научно - правильное  обоснование своей работы –  совсем другое. И даже не сам  процесс переосмысления опыта был очень трудным, а то, что нужно было оценить его без прикрас и найти что-то такое, что отличало бы мою работу от других моих коллег – выявить и обосновать инновации в моей работе. К таковым я отнесла различные интересные коммуникативные приемы, с успехом применяемые мной в урочной и внеурочной деятельности  при обучении английскому языку – метод «языкового погружения», метод «озарения», игровые технологии различных модификаций.

Работая в школе, постоянно задаешь себе вопрос: «Как сделать процесс обучения ярким, познавательным, эффективным и помочь  детям учиться?»

Современное обучение должно отходить от традиционных методик или хотя бы дополнять их чем-то новым, более интересным и эффективным. Нужны такие подходы в обучении, которые вооружат ученика способностью самостоятельно добывать знания, уметь пользоваться информацией, ведь только рефлексивные знания, основанные на понимании, помогут человеку успешно функционировать в современном обществе.

Одним из эффективных методов формирования рефлексии считается использование ассоциаций в процессе обучения.  Цели ассоциативного мышления – создание новых идей, смыслов и смысловых связей. Ассоциативный смысл закрепляется в сознании и формирует связанные информационно-смысловые структуры. (А.П.Загорский). Путем расширения аналогий, образов, идей ассоциативное мышление способствует развитию индуктивного и творческого мышления, в логическом мышлении увеличивает вероятность рождения догадки. Важно, что происходит как бы «озарение», что вызывает положительные эмоции, что в свою очередь формирует устойчивую положительную мотивацию к речемыслительной деятельности. Процесс обучения становится естественным, без психологического напряжения. Говоря языком образов, который понятен всем, данный метод можно назвать – «озарение», или Flashcom.

Все виды ассоциаций можно применять как на уроке, так и вне его; на любом уровне владения языком и этапе обучения, будь то грамматика, лексика или другие виды речемыслительной деятельности. Метод «озарения» развивает образное мышление, делает уроки яркими, разнообразными, мотивируя учащихся к получению рефлексивных знаний.

Пройдя первое испытание, ответив на многочисленные вопросы заинтересованных и заинтригованных (не побоюсь этого слова) членов жюри, нужно было переходить к подготовке к следующему, и самому важному и значимому испытанию – открытому учебному занятию.

По календарному плану школы, на базе которой проходил конкурс, местные учителя объявили тематику уроков. Мне досталась прекрасная для всевозможных идей тема «Мировые памятники». Проведя ночь за разработкой урока и приготовив наглядный материал, на следующий день я была во всеоружии. Заявленный мной 8 класс оказался вполне приятными и застенчивыми ребятами, пытавшимися честно и добросовестно воплотить в жизнь все мои задумки и делавшими все возможное – они говорили, отвечали на поставленные вопросы и работали в паре, пели и играли на уроке, оценивали своих товарищей и свою работу, комментировали видео сюжет по теме урока – в общем, мне не в чем их упрекнуть. После урока нужно было проанализировать его – указать, что планировалось на каждом этапе урока, что удалось реализовать, а что не получилось и почему.

К третьему и четвертому испытаниям – разговор с детьми и беседа с родителями – у всех конкурсантов была возможность подготовиться заранее: темы бесед были объявлены за неделю до конкурса, но какая тема попадется – это мы узнавали непосредственно перед занятием.

Для разговора дети выбрали тему «Во что мы играем». Мне удалось «разговорить» детей (восьмиклассников), они активно высказывались, задорно смеялись моим шуткам, играли и совместно пришли именно к тем выводам, к которым я их направляла – играют  все, во все времена, только игры разные.

На мой взгляд, самым сложным испытанием являлась беседа с родителями.

Если дети – эта та привычная для педагогов среда, с которой мы имеем дело ежедневно, то родители – «крепкий орешек», не всегда удается наладить с ними контакт, настроиться на одну волну. Оказалось, мои опасения были напрасны – 14 родителей, присутствовавших на беседе со мной, были очень доброжелательно и позитивно настроены, со всей серьезностью и энтузиазмом обсуждали выбранную ими же тему – «Как научить наших детей обходиться без нас». Параметры беседы предполагают, что каждый из родителей должен высказаться и, обозначив волнующую их проблему, прийти к коллективному единому выводу, что и произошло.

По окончании всех испытаний кажется, что это и не было уж так страшно и волнительно, как казалось до этого, и начинало вериться, что ты не так плох, как критично думал о себе до этого, что ты заслуживаешь быть среди лучших. И когда, после объявления жюри лучших, ты не слышишь свою фамилию, накрывает разочарование и охватывает чувство вселенской несправедливости. Но потом, когда, наблюдая за выступлениями коллег – лауреатов со стороны, ты честно сравниваешь себя с ними, осознаешь, что нет пределов совершенству, и как здорово, что такие талантливые люди работают в школе и учат детей. Не я была недостаточно хороша, чтобы победить, а просто некоторые другие оказались сильнее и талантливее меня – вот то главное, что я поняла на конкурсе. И еще -  Ура УЧИТЕЛЮ!