статья Арт-терапия

Бабенко Анна Геннадьева

Цель данной статьи - провести теоретический и практический анализ использования элементов арт - терапии как одного из методов инновационных технологий.

Современные технологии обучения и воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться на стимулировании, прежде всего положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Цель данной статьи - провести теоретический и практический анализ использования элементов арт - терапии как одного из методов инновационных технологий.

Современные технологии обучения и воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться на стимулировании, прежде всего положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.

В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей.

Арт-терапия - это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения; использует такие средства как изо-терапию, музыкотерапию, драмотерапию и др.

Методы арт-терапии помогают справиться с тревожностью, агрессивностью, страхами и др. негативными состояниями.

Школьная среда способствует созданию социально-психологических условий для успешного обучения, но сложность программ и загруженность могут стать предпосылками для появления "психологически неблагополучных" школьников.

    Арт-терапевтическая работа в школе позволяет повысить значимость проблемы психологического здоровья учащихся и способствует лучшему пониманию их потребностей педагогами.

Цель арт-терапевтических уроков– не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии.

Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.

Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи :

- воспитательные (учат сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми);

- коррекционные (корректируется образ «я», улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми);

- психотерапевтические (ощущение психологического комфорта, радости, успеха);

- диагностические (позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребёнка, узнать его интересы, ценности, выявить проблемы, подлежащие коррекции);

- развивающие (обретается опыт новых форм деятельности, саморегуляция чувств и поведения).

Основные принципы арт-терапевтических занятий:

*поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ "Я";

*говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

*отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой,  а не с другими детьми;

*не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;

*не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;

*применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо   от содержания, формы и качества;

*не утомлять занятиями;

*использовать определенный ритуал занятия.

Примерный список основных правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
5. Все должны чувствовать себя комфортно.
6. Все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным — если иного решения не было принято.

А почему именно арт-терапия?

Во-первых, рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека.

Во-вторых, уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитие ребёнка, и в этом процессе "ведущий” сам ребёнок.

В-третьих, при рисовании у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.

В-четвёртых, рисование стимулирует развитие левого, образного полушария головного мозга ребёнка (следовательно, и образного мышления).

В-пятых, возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) наполняет душу ребёнка положительными эмоциями через осознание своего творчества, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счёте, за себя как автора.

Таким образом,  арт-терапия дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру,  развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.

В свою очередь использование технологии «арт-терапии» (рисунок и рисование) позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

   В ходе своей работы я  убедилась в результативности и несомненной пользе применения арттерапевтических приемов в работе с детьми в начальной школе:

1. устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз), появляется демократизм отношений;

2. у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;

3. воспитывается чувство коллективизма;

4. отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);

5. на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;

6. создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;

7. стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;

8. формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;

9. идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;

10. уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.