Сельские школы России. Сельская школа: вчера, сегодня, завтра.

Какой учитель нужен современной сельской школе России? Проблемы села и сельских школ. Призываю всех моих коллег вместе со мной поразмышлять на эту тему. Поделиться воспоминаниями, какой была школа в их детстве, чем запомнилась, что нравилось и что не нравилось в школе. Каких учителей любят и почему?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сельская школа в России: вчера, сегодня, завтра.

(Размышления о школе  Живицкой Галины Михайловны, учителя немецкого языка муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п.Головановский)

«Встречать, учить и снова расставаться» … - подхватываю слова  давно знакомой, немного грустной песни.  В нашей сельской малокомплектной школе - последний звонок. Выпускников всего три человека.  А когда то, точнее сорок лет назад, мой класс, грустил под эту песню на своём выпускном вечере, и нас было более 30 учеников  в классе. Да, всё течёт - всё меняется, как меняется и наше село,  и наше  образование.

Мое детство прошло в русской деревне на берегу красивой реки с нерусским названием Иргиз. Я всегда с теплым чувством вспоминаю мою родную сельскую школу и мою первую учительницу Елизавету Георгиевну. Почему-то деревня моего детства вспоминается мне всегда залитой ярким солнечным  светом, малиновым закатом, с ослепительно белым снегом, запахом парного молока, свежескошенной травы, черной смородины.

Елизавета Георгиевна привила мне любовь к русскому языку и литературе. Учительница никогда не повышала голос, не срывалась. Глаза добрые, немного усталые, мне казалось, они были похожи на глаза моей мамы, такие же светлые, с лёгкой грустинкой, проникающие в душу, в которые хотелось смотреть и смотреть!  А голос, в оттенках которого весь класс  узнавал, как мы написали контрольную работу, как мы вели себя на перемене или кому сегодня предстоит остаться на дополнительные занятия!  Самое интересное, мы не боялись получить плохую оценку,  мы   боялись огорчить  Елизавету Георгиевну, было опасение подвести её, не оправдать её надежд, страха получить плохую оценку не было. Гораздо страшнее было услышать: «Разочаровал, ты меня, дружок!», но это говорилось крайне редко, и тот, кому это говорилось, стремился исправиться тут же, с надеждой и опаской заглядывая в глаза учителя.  Самой большой наградой было для нас  встретить нашу учительницу утром или после занятий, и помочь донести ей наши тетради, а если повезёт, то и её маленький чемоданчик, с которым ходила она в школу. Минуты общения с учителем вне школы – это было время познания её личных интересов, увлечений, личностных качеств. И мы с удовольствием ходили в походы, жгли пионерские костры, собирали макулатуру или сажали деревья, ведь рядом с нами была наша Елизавета Георгиевна, а с ней всё было интересно! А наши уроки! Это интереснейшее познание слова, литературного произведения, когда мы, затаив дыхание слушали, как Елизавета Георгиевна читала отрывок того или иного произведения, и звонок с урока всегда прерывал на самом интересном месте! Отсюда у нашего класса и любовь к чтению, и любовь к родной природе, а значит и к родной земле.  Это и есть - настоящий сельский учитель. Конечно, никто не будет спорить с тем, что внутренний мир человека закладывается в школе, и я уверена, что детям, которые начинали учиться в сельских школах, повезло больше. Там красота природы и красота слова сливаются воедино. 

 Благодаря тому, что в моей жизни были такие замечательные, душевные, бескорыстные учителя, как Елизавета Георгиевна, я и выбрала профессию учителя. Я всегда знала, что профессия учителя не принесёт мне ни славы, ни материальных благ, но не это главное. Профессия учитель  - одна из самых почитаемых и уважаемых на селе. На селе учитель всегда был больше, чем просто учитель. В сердце каждого из нас учитель всегда стоит в одном ряду вместе с родными и близкими людьми. Потому, что Учитель – это жизнь, обращённая в будущее.

Именно так думала я тогда на своём выпускном вечере, искренне полагая, самое лучшее на свете – быть УЧИТЕЛЕМ.  И я обязательно вернусь в своё родное село, в свою родную школу, где буду трудиться рядом с такими родными и любимыми мной учителями!

 

Но жизнь любит преподносить сюрпризы. Студенческие годы, наполненные   книгами, конспектами,  зачётами, стройотрядовскими песнями, весельем, любовью - пронеслись быстро.  

Мы – молодая семья, приехавшие по распределению мужа (тридцать лет назад было такое слово), в другой посёлок и даже другой  район, вынуждены были строить свою жизнь вдали от родных мест. Приехали с мыслью, отработаем положенные государством три года, и уедем в родные места. Уж очень нам не приглянулось село, в которое нас направили, ни дорог, ни нормального жилья, ни нормальной школы (так мне тогда казалось)! Школа размещалась в старом одноэтажном здании, где не было ни спортивного зала, ни актового, ни столовой, ни нормальных бытовых удобств и это в конце двадцатого века! После непродолжительной институтской практики, мне казалось, я не смогу работать в такой «глуши»!

Но стоило мне окунуться в атмосферу сельского учительства, познакомиться с молодыми и не очень молодыми учителями, стало понятно – это «костяк» сельской интеллигенции, им подражали, на них хотели быть похожи, к их мнению прислушивались. А сами они, часто скромные, спокойно и успешно делающие своё дело, без самовлюблённости  и каких – либо претензий на славу и вознаграждение. И после институтской скамьи, имея много сомнений и тревог «получится», « не получится»,  мне на помощь, без лишних слов пришёл коллектив педагогов, с  некоторыми  из которых работаем  рядом и поныне. Посещая уроки моих старших коллег, училась многому у них, а каждый и каждая из них были не просто хорошими учителями,  а что очень важно в нашей профессии, ещё и большой человеческой личностью. Они воспринимали и воспринимают школу как второй свой дом и отношение к школе, как к дому. Чистота и уют в классах, манера общения с учениками и коллегами доброжелательная,  преподавание своего предмета так, что даже отпетые  двоечники, с удовольствием шли к доске – всё это классический сельский учитель. Живя и работая рядом с такими людьми нельзя было быть другой. Поэтому многим я обязана людям, которые были рядом со мной и мой коллектив меня сделал! Рядом с ними нельзя было работать вполсилы, нельзя не болеть душой за школьное товарищество, нельзя делать что- либо в ущерб другим.

А спустя два года, мы все вместе дружно переехали в новое здание школы, где большой современный спортивный зал, хорошая столовая, актовый зал,  и все удобства для больших и маленьких учеников! И мысли о том, что надо уезжать из посёлка исчезли сами собой, как можно бросить то, что создавал сам, своими руками?!

 

На школьном дворе  ребята, весело переговариваясь, бегают с лейками, поливают цветы. Жара стоит уже неделю, земля пересохла, цветы «горят». Идет летняя практика, или, иначе — «отработка». Меня попросили подменить коллегу и поработать на пришкольном участке. Вместе с детьми беру лейку и поливаю, изнывающие от жары растения. Только так и не иначе, никогда не понимала учителей, которые, стоя рядом с работающими детьми, позволяли себе болтать по телефону или просто делать указания работающим детям. Только сам, своим примером, учитель может показать ребёнку «делай как я», «давай сделаем это вместе»! Школа – это наш общий дом. И ребёнок, видя, как трудится  учитель,  будет делать так же. Подмечаю, что дети стараются меня обогнать, принести больше воды, полить больше грядок.  Молодцы! Хороших ребятишек воспитали наши родители и учителя! Чувствую, дети устали, можно немного передохнуть, попить воды,  приглашаю всех в вестибюль школы.

 В здании школы — прохладно и чисто так, как бывает только в сельских школах. И полы, и двери, и окна — все вымыто тщательно, как дома. На окнах — герань,  лёгкие занавески  развеваются на ветру. Школа, в самом деле, похожа на большой гостеприимный дом.
В этой школе я работаю около тридцати лет. Переезжали  в новое здание, сами носили вместе с учениками школьную мебель, ремонтировали и исправляли недоделки, обживали, создавали уют, облагораживали школьный двор, разбивали  цветники, сажали деревья.  Школьные берёзы – это уже бренд посёлка. Они прекрасны в любое время года, это украшение нашего села, уголок уюта и благоустройства!  Кто-то из выпускников сажал эти берёзы, кто-то ухаживал за ними, и маленькие берёзки, отзываясь на заботу и уход,  выросли в прекрасных белых красавиц,  нежной  листвой весело встречают школьных гостей.  Сколько труда, сил, эмоций было вложено в эту школу! Конечно она второй дом, а коллектив моих коллег – моя вторая семья!

Молодых учителей в нашей школе нет. Наше  село вполне благополучное. Агрокомплекс, где занимаются семеноводством и выращивают  очень необходимые нашей стране сельскохозяйственные культуры, обеспечивает население рабочими местами и неплохой зарплатой. В посёлок возвращаются, получив образование, агрономы, инженеры.  Но жильё для выпускников педагогических колледжей и университета село предоставить не может. Поэтому дружный коллектив учителей нашей малокомплектной школы работает в едином составе уже почти три десятка лет, а «молодыми»  мы  называем тех педагогов, чей возраст приближается к сорока или чуть выше.
Мы тут все, как  родные. Вместе и в горе и в радости, и мы настолько тесно «срослись» (как срастаются деревья друг с другом, переплетаясь корнями) и вжились друг в друга, что когда приходит пора  всё-таки расставаться, мы прощаемся с большой грустью, со слезами, как прощаются с родными и близкими людьми.  Бывает, мы спорим — но только из-за детей. А склок и ссор в коллективе нет.
Выпускники,  многие через год, через два приходят в школу, обнимут, покажут свою «зачётку» из вуза, техникума. А мы радуемся за них, как за своих родных детей.
Кому-то  из ребят трудно давалась учёба, кого – то  мы ругали, родителей вызывали, но  они сегодня благодарны за то, что мы не были равнодушны к их проблемам.
  В малокомплектной школе ребенок не может прийти неподготовленным  к урокам, потому что он знает, его спросят, ему с учителем работать. Всеми правдами и неправдами мы до этого ребенка знания донесём. Я уж не говорю о том, сколько времени педагог проводит после уроков с отстающим ребёнком.
Доверие и уважение к сельским учителям большое. Именно учителей выбирают в местное самоуправление, в поселковый и районный советы. Школа сегодня, как и прежде, духовный центр села. Есть убедительное подтверждение этого в нашем районе, когда какую-нибудь малокомплектную школу закрывали как нерентабельную, через некоторое время в деревне почти не оставалось жителей.

Сельский учитель!
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – Учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя  на миру нелегка.

Очень  известные слова, которые я знала ещё тогда, когда выбирала для себя свой путь. Позже они стали  моим  жизненным и профессиональным кредо.

   

Все мы родом из школы, она оказывает мощное  воздействие на всю нашу дальнейшую жизнь. А на селе - это источник добра, света, порядочности, любви, творчества и очень важно, чтобы этот источник оставался чистым, ясным на долгие годы. Чтобы каждый приходящий к этому источнику уходил, наполненный светом, мудростью, добротой,  необходимо  сохранять этот источник в чистоте, а  в современном мире это сможет сделать, только высоконравственный, порядочный и преданный своей земле  человек. Именно из таких людей  и получаются хорошие сельские учителя. Кто в наши дни выбирает профессию учителя? Совсем немногие, это те, кто по - настоящему любит свою Родину, своё родное село. И как бы   там не  складывались  обстоятельства в экономическом плане, благополучие любого села напрямую зависит от того какая там школа, и что за люди работают в ней? Кто они?

 Плохое образование в сельской школе – распространенный стереотип,   но, на самом деле, сельские школы дают современное качественное образование.  Доказательством тому являются практически ежегодные «золотые медалисты» в нашей школе.  Хотя работать сельским учителям приходится в гораздо более сложных условиях, чем нашим  городским коллегам.  Особо следует отметить такую характерную особенность деятельности сельского учителя как многогранность его профессиональной деятельности. Сельскому учителю в виду нехватки педагогических кадров, приходится быть, как говорят «на все руки мастером». А этому в институте не учат! «Многопрофильность» – это в первую очередь, не дополнительный заработок, а дополнительная ответственность. Именно так воспринимала я ту или иную дополнительную «нагрузку».  Потому что, при подготовке к урокам приходится просматривать кучу методичек, учебников, в последнее время интернет – сайтов, чтобы уроки были яркими, запоминающимися, чтобы детям хотелось говорить,  вести  диалог с учителем. Известно всем: нет контакта с учеником – нет успеха!

Малая наполняемость классов – это отсутствие духа соревновательности, потеря интереса к учёбе.

 Малочисленность учащихся приводит к необходимости применения в сельской школе  различных образовательных программ, например,  небольшая наполняемость  классов  постепенно приводит к индивидуализации обучения, что в свою очередь также вынуждает вести поиск путей ее осуществления, поскольку индивидуальный подход в обучении - это более тонкая категория, и осуществить ее труднее.  

Информатизация сельских школ тоже делает свое дело. Процесс обучения становится интереснее для учащегося, и  информационно - насыщенным для учителя, который за урок теперь может подать в 2-3 раза больше информации. Это позволяет сэкономить время для практических занятий и поработать с каждым ребёнком индивидуально.  Но в малой наполняемости классов есть и свои плюсы! Я захожу в класс, и дети уже знают, какое у меня настроение, и что можно сделать с этим настроением. И я знаю, что у ребенка дома, что со здоровьем, и какой к нему нужен подход.  

 Вот иду в школу, настроение не важное, здоровье тоже, а подхожу ближе к школе, меня догоняют и обгоняют ребятишки,  радостно приветствуем друг друга и чувствую, как их жизненная энергия передаётся мне, расправляются плечи, выше поднимается голова, а  пришла на урок и забыла про невзгоды, нет – поработаем ещё немного! Ну как я без моей школы и без моих учеников?!   Незаметно пенсионный возраст подкатил, а я не готова, не могу уйти и всё тут! Родные дети обижались: «Ты в школе и в школе!» Я и не отрицаю: школа была на первом месте. Вот ещё одна проблема – как найти ту «золотую середину», когда и семья, и работа, и ученики, не чувствуют себя «в остатке», а всем хватает и внимания, и заботы, и душевного тепла?! Конечно, без помощников не обойтись. Семья может поддержать, когда есть необходимость в работе, а школа, ученики помогают своему учителю ежедневно. Теперь для меня очень приятно, когда мои взрослые ученики говорят мне слова благодарности, гордятся своими успехами в жизни. Горжусь и я. А что нам ещё надо?!

 Совсем недавно, мои первые выпускники пригласили меня на встречу выпускников, двадцать лет, как они закончили школу. И все двадцать лет мы не прерывали связи! С кем – то благодаря интернету, с кем – то, как с коллегами, обменивались знаниями, опытом. Приятно осознавать, что твои ученики выбрали в профессии  твой путь, и идут по нему достойно! А уж когда увиделись, что называется глаза в глаза, разговорам, объятиям не было конца! Не стыдились и слёз, ну какие деньги могут измерить эти душевные порывы, эту радость и осознание, что в жизни моих учеников я была не просто учителем иностранного языка, а была старшим товарищем, мудрым наставником, человеком, которому доверяли и доверяют!

Сельская школа…это особый мир, особые отношения. Это дружная семья - дети, родители, учителя. Все друг друга знают в лицо, стараются поддерживать друг друга, вместе проводят традиционные праздники; вместе грустят, любят, строят планы на будущее. Думаю, что велика роль учителя в этой семье, недаром, учителей называют «вторыми мамами и папами». Все мы понимаем, что роль сельского учителя – особая. В селе, где все хорошо  знают друг друга, он несёт ответственность за судьбу ребёнка перед конкретной семьёй. Через его руки и сердце проходит не одно  поколение детей, и так важно увидеть в каждом личность, помочь сделать жизненный выбор, сохранив деревенское добродушие, естественность в проявлении чувств, любовь к традициям села, к природе, к людям.  И, несмотря на все трудности, я знаю, моё призвание – сельский учитель.

А сельские ребятишки ни в чём не отстают от своих городских сверстников, тем более кабельное ТВ и интернет сегодня становятся доступны и в селе. К тому же эти дети намного ответственнее, ведь на них, кроме учёбы, лежит еще целая гора домашних обязанностей: хозяйство, огороды, уборка, готовка.

Особенности работы и жизни учителя сельской школы обусловлены  своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга, как говорится, со всех сторон,  деятельность учителя протекает в условиях общественного наблюдения  и, как правило, становится известна всем.

Сельский учитель – понятие круглосуточное! Сельский учитель, он, как и раньше, у всех на виду. Если село не большое, каждый знает, где он живёт и чем он живёт. А быть образцом для всех людей как же это трудно в наше время! Как непросто жить, так, чтобы твоя жизнь была примером и для учеников и для родителей, чтобы они не смогли ни в чём упрекнуть  или укорить учителя. Дом сельского учителя всегда под пристальным вниманием. Да это и понятно – как можно учить, порядку, добру детей, если у тебя самого огород зарос травой, забор покосился. И никому нет дела, что учитель большую часть времени проводит в школе, ему некогда. Своим  домом  он подаёт пример ученикам, которые ходят мимо его двора каждый день.

Ещё учась в институте в душу запали слова Антона Павловича Чехова « Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить  в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа, государство развалится, как дом, сложенный  из плохо обожжённого кирпича!»  Этим словам более ста лет, а они актуальны и сегодня!

Конечно, мне  современному  сельскому  учителю, чтобы быть профессионалом своего дела, нужно многое уметь: быть артистом, художником, певцом, поэтом и даже садоводом и огородником. Это было бы невозможным без самосовершенствования. Я много читаю, набираюсь мудрости, владею  информационно – коммуникационными технологиями. И всегда помнила наказ своих педагогов: обучая других – учись сам! Чтобы быть интересным моим ученикам – надо много учиться! В 2010 году мне, и другим моим коллегам посчастливилось побывать на стажировке в Баварии, Мюнхене. Около трёх недель, мы стажировались в Мюнхенской международной школе, опыт уникальный, со мной в группе были студенты из различных стран, Индии, Китая, Венгрии, Ирана, Италии, Мексики, из стран Африки – язык общения немецкий. Профессии наши были тоже разными. Там, где не хватало словарного запаса, выручал язык жестов, мимика лица и просто добрая улыбка. Когда я сообщила о себе, сказав, что я из России, многие в нашей группе имели очень скудное представление о нашей стране. Только то, что у нас холодно, и очень много пьют водки. Обидно мне было это слышать, пришлось достать сувениры и подарки из России, которые я  берегла  немецким преподавателям, и устроить обзорную экскурсию по нашей стране. С показом фотографий, сувениров из России, русскими гостинцами и хлебосольством, чтобы иностранцы и на вкус попробовали нашу страну, угостила их фирменным  российским шоколадом, ароматным мёдом, который пробовали они  деревянными,  хохломскими ложками. Удивлению их не было конца. Самым приятным было, что хорошо знали нашего лидера В.В. Путина и  отзывались о нём уважительно. После нашей заочной экскурсии по России,  моя группа, воодушевлённая моим хвалебным рассказом о моей Родине, начала тоже рассказывать, о своих странах, национальных блюдах, достопримечательностях, известных людях. Так мы больше узнавали не только друг о друге, но и о наших странах. Толерантность, открытость, уважение друг к другу – это основа мирного сосуществования на Земле. И всё - то хорошо было в Германии, и чистота, и порядок, и уважительность к иностранцам, и тот огромный опыт в совершенствовании языка и  произношения, который я увезла с собой, а вот нашей русской душевности, искренности, патриотичности, не хватало мне там. Главное в их школах – дать знания, учитель это делает так, как учили его  в учебном заведении, ни больше, ни меньше. А что у ребёнка на душе  - это к психологу! Мне было трудно понять, как можно давать знания, оставаясь при этом равнодушным к ребёнку? Слава Богу, у нас по-другому!

 Никогда не жалела о том, что я - сельский учитель. Да, тяжело: школа, подготовка к урокам, проверка тетрадей, классное руководство, участие в конкурсах,  руководство методическим объединением учителей,   работа по дому, огород, сад, хозяйство  – кажется, всё, сил больше нет! А открываю дверь класса, вижу открытые, светлые,  любопытные, оценивающие каждый мой шаг,  искренние взгляды  сельских мальчишек и девчонок, ждущих от меня чего – то нового и интересного, и удивляюсь, откуда берутся силы и желание работать. А всё от того, что я нашла своё призвание и  горжусь тем, что я -  сельский учитель, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успехов, не потеряв при этом душевных качеств: искренность, доброту и любовь.  Я несу своим любимым ученикам общечеловеческие ценности, говорю о них, практикую их. Уже три десятилетия честно и бескорыстно служу  учительскому делу, сею в душах детей «разумное, доброе, вечное».  Я очень люблю то,  что преподаю, я люблю тех, кого учу, кому отдаю своё сердце.

      Хочу, чтоб у детей осталось

 Моей души хоть часть, хоть малость

 Тогда могу сказать себе:

      «Не зря живу я на земле!»

Школа России завтра, … какой вижу я её?

Разной. В разнообразии видов школ и единстве подходов в обучении и воспитании – наша сила!

Это может быть  школа с развитой инфраструктурой - современное здание, персональные компьютеры, Интернет, библиотека; оснащенный всем необходимым спортивный зал, здоровое питание и комфортная столовая. А может быть маленькая, уютная, где мало учителей, но там любят детей, развивают их творческие и интеллектуальные способности, помогают найти свою дорогу в жизни.

     А по-настоящему современной школу могут сделать только квалифицированные педагоги, учителя, способные давать качественное образование, выстраивать взаимодействие с социальной сферой, родителями учащихся,   привлекать   их к   образовательному и   воспитательному процессу.

Не буду лукавить, проблем много у сельской школы! Это и нехватка молодых специалистов, это и старение педагогических кадров, удалённость от городских центров дополнительного образования, не желание молодёжи жить и работать на селе, нехватка финансирования в образовании и многое, многое  другое. А когда было легко учителю на селе?  Не в этом ли и привлекательность нашей профессии? Суметь выстоять, не сломаться, кто, если не я? Мы лёгких путей не ищем! Нам доверено будущее страны! Да, да! Только так и не иначе! Мы опора и надежда нашей страны! Современный учитель - идущий впереди и ведущий за собой своих воспитанников, патриот своего государства.

Непростая доля ждёт тех, кто выбрал профессию сельского учителя. Но, благодаря нашему труду, хоть как - то решается проблема демографии. Не вся молодёжь уезжает из села, если там есть школа или детский сад, а это уже путь к возрождению деревни.

Как-то в нашей школе провели опрос детей, связанный с информатизацией и компьютеризацией образования. «Хотели бы вы, чтобы вашим учителем был робот?»  звучал один из вопросов анкеты, и необходимо было объяснить почему «да», или почему «нет». Ответы были самые неожиданные, но как всегда устами ребёнка глаголет истина. Лишь малая часть учеников  ответила на этот вопрос «да», мотивируя, что робот не устанет объяснять сложную тему несколько раз. Большая часть детей против учителя -  робота, потому что он «не живой», и как написала одна девочка, «он не сможет меня любить так, как любит меня моя учительница». Лучше не скажешь!

Сельская  школа завтра – это место, где каждый ребёнок вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей,  сможет получить качественное образование. Ему помогут построить его индивидуальную траекторию развития, как показывает опыт, это для сельской школы  становится  актуальным, деление детей не на профильные классы, а на группы, что позволит в конечном итоге выйти на индивидуальные учебные планы. Было бы хорошо,  если при обучении детей, не зависимо от их способностей, будут составлены индивидуальные программы развития каждого ученика – его развития на текущий учебный год (учеба, самовоспитание, укрепление здоровья и т.д.) и проектирования всей жизни.

И, непременно, в сельскую школу России завтрашнего дня, я взяла бы дух любви, тепла, искренности, взаимовыручки, трогательности, открытости  всё то, чем богата сегодня и  чем славилась вчера сельская школа.

Спасибо, что прочли мои рассуждения.