Домашнее образование: необходимость или дань моде?

Толстых Виктория Александровна

Неважно, ходите вы в школу или нет,

ваша задача – постоянно учиться.

Остин Клеон

         В последнее время всё чаще приходится слышать об альтернативных формах обучения. Экстернат, самообразование, семейное обучение, образование на дому… Эта тема обсуждается уже не только родителями в соцсетях и на всевозможных форумах, она стала популярной в средствах массовой информации, а эксперты готовят доклады  и проводят  исследования на эту тему. Но до сих пор в ней много неизвестного: домашнее обучение предназначено то ли для детей-вундеркиндов, то ли для детей с особенностями здоровья, то ли для тех, кто по каким-то уважительным причинам не может очно обучаться в средней общеобразовательной школе.

         Обучение в домашних условиях на сегодняшний день законодательно разрешается в 45-ти странах мира. С каждым годом, как за рубежом, так и в России, всё больше семей выбирают для своих  детей обучение на дому. Что же становится причиной такого решения? Показатели физического здоровья ребенка? Его психологические особенности? Несогласие родителей с предлагаемой в школе программой обучения? Желание самостоятельно выбирать учителей? Необходимость учитывать религиозные особенности семьи? А, может быть, просто погоня за модой? Причин масса.

         Переведя ребёнка на домашнее образование, родители полностью берут на себя ответственность за качество получаемых им знаний. Разумеется, не стоит превращаться в преподавателя-мультипредметника. Необходимо пробудить в ребенке готовность и желание к самообразованию. На первом этапе такого обучения всё, что нужно от родителей - это начитанность в разных областях науки и готовность получать новые знания.

         Какие  же «плюсы» обучения на дому заставляют родителей выбирать данную форму получения образования?

         Во-первых, это физическая свобода ребёнка (да и всей семьи). Больше не надо привязывать семейный отдых к школьным каникулам и рано вставать с понедельника по пятницу. Можно составить свой собственный учебный график, удобный для конкретного ребёнка. Кроме того, появляется возможность подстроиться под биологические часы ученика, снизить риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.

         Во-вторых, это эмоциональная свобода. Дети, обучающиеся дома, могут одеваться, вести себя и думать так, как они хотят, не опасаясь при этом насмешек со стороны сверстников и необходимости «вписаться». И в то же время у родителей появляется реальная возможность контролировать моральные, этические и религиозные воззрения своего чада.

         В-третьих, это образовательная свобода. Домашнее обучение даёт возможность выбирать что, когда и как долго ребёнок  хочет изучать.

         Однако защитники традиционной формы получения образования указывают на проблемы, с которыми могут столкнуться семьи, отказавшиеся от классно-урочной системы получения знаний. Например, чтобы обучать дома детей, одному из родителей часто приходится жертвовать своей карьерой. Это может оказаться сложным для семей, которые пытаются сбалансировать свой бюджет. Кроме того, велика вероятность того, что   в результате обучения на дому ребёнок не получит необходимого опыта взаимодействия с «типовым» коллективом.

         Так или иначе, по статистическим данным уже в 2007-м году в России в условиях домашнего обучения занимались около 100 тысяч детей. И количество школьников, выбравших альтернативные формы получения образования, постоянно увеличивается. Диспуты о том, что эффективнее – старая добрая классика или новое – продолжаются. Наверное, как в большинстве споров, истина находится где-то посередине. Главное – найти эту золотую середину.