Как это делается!

Байкунов Валерий Шаймуханович

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ…

Рефлексивный

отчёт по процессу «Роль Lesson Study при формировании саморегуляции школьников при формативном оценивании»

 

Исследуемые классы: 3 «Б», 5 «А», 7 «б»

 

Собраться вместе – есть начало.

Сохраниться вместе – есть прогресс.

Работать вместе - есть успех!

                                                         

Генри Форд

 

       Процесс LS был начат с формирования фокус-группы, в которую вошли учителя Байкунов В.Ш.– куратор,  учитель математики и физики, Аетова С.С- учитель начальных классов, Оспанова А.А.  – учитель математики, Саяпин О.В. – учитель физики. В качестве наблюдателя и старшего наставника в работу была вовлечена  заместитель директора школы по научно-методической работе Жакупова Балжан Кожахметовна.

С самого начала процесса атмосфера в группе была комфортной и рабочей, т.е. коллаборативная среда получилась , так как между участниками LS царило взаимопонимание и доверие.

Первая профессиональная беседа началась с ознакомления  со структурой процесса, основными задачами и правилами организационной работы. Исследуемым объектом были определёны

 3 «Б», 5 «Б», 7 «Б» классы.

 

Сильные

стороны данных  классов:

* имеют навыки сотрудничества (большинство)

* эффективно используют дополнительные источники

для получения информации (некоторые)

* стремятся к высокому уровню учебных достижений(некоторые)

* понимают вопросы низкого и высокого порядка

* сформированы навыки выделения смысловой информации при работе с текстом (некоторые)

 

Слабые стороны

данных классов:

* испытывают затруднения при формулировании вопросов высокого порядка (большинство)

* низкий уровень речевой культуры при ответах на вопросы высокого порядка

* часть учащихся имеет низкий уровень мотивации к обучению

Что хотите

менять в данных классах (т.е. какие возможности данного класса):

* привить навыки формулирования вопросов в соответствии с уровнями ТБ

* улучшить качество культуры речи и навыков построения развёрнутого ответа

* повысить уровень успешной учебной деятельности у учащихся

 

Проанализируйте,

какие подходы в контексте идей Программы (7 модулей) способствует  этим изменениям (т.е. улучшения ситуации):

* Критическое мышление (базовая основа -

Таксономия Блума)

Через составление анализа класса были выявлены сильные и слабые стороны общего характера данных классных коллективов, определены проблемные аспекты и намечены направления возможного изменения эффективности работы классов в учебном процессе.

       В процессе обсуждения были отработаны следующие моменты:

 -- определены учащиеся категорий АВС, деятельность которых в процессе LS стала объектом пристального наблюдения и основой для анализа итогов LS

 -- составлен график проведения LS

 – выявлена проблема, над решением которой предстояло работать в течении LS -Как обеспечить саморегуляцию учащихся, пар учащихся, групп учащихся при формативном оценивании?

        Каждым учителем для учащихся категорий АВС сформулированы критерии успеха. Например, на уроках физики, математики и познания мира

 

Ученик А

Текущий уровень

Низкий/ Средний /Высокий

Критерий

успеха для этого проблемного поля

1. Сформулирует задачи урока. 2. Полностью усвоит

изученную информацию.

3. Знает термины 

4. Выступит модератором и спикером группы,выполнит построение смысловой связи по предложенному заданию

5. Сумеет провести самоанализ своей деятельности на уроке

Ученик В

Текущий уровень

Низкий/Средний/Высокий

Критерий

успеха для этого проблемного поля

1. Усвоит новую тему

2. Выскажет личное мнение

3. Умеет работать в группе.

4. Высказывает идеи при выполнении творческой

работы

5. Проведёт рефлексию своей деятельности на уроке

Ученик С

Текущий уровень

Низкий/ Средний

/Высокий

Критерий

успеха для этого проблемного поля

1. Частично усвоит тему

2. Выделит опорные слова для составления постера.

3. С помощью группы выполняет

творческую работу.

4. Может попробовать высказать

предположение на поставленные вопросы

5. Внимательно слушает учителя

6. Справится с рефлексией своей

учебной деятельности

 

Определили между участниками группы, кто за каким исследуемым учащимся будет наблюдать.  У каждого члена фокус-группы обязательно перед началом урока  должна быть копия схемы анализа урока, краткосрочный, т.е. поурочный план. В подготовительном этапе все учителя приняли активное участие(Обсуждение).

Исследование в действии(наблюдение), посещение уроков, наблюдение на уроках математики в 5 классе, познания мира в 3 «Б» классе и физики в 7 «Б» классах с целью формирования выводов о качестве внедрения «новых подходов в преподавании и обучении» , развитие лидерских качеств на уроке через разные формы работы. Обязательное условие- использование на уроках одинаковые формы работы: индивидуальное,  в паре, в малых группах. Почему именно в группах?   Такая работа позволяет ученикам извлекать пользу, когда они сами сталкиваются с многобразием мнений в группе. Обучение эффективно в социальной среде, где осуществляется диалог между учащимися. В условиях коллаборативного обучения учащиеся должны уметь формулировать и защищать свои идеи, отстаивать свое собственное мнение, находить способы совместного решения проблем. Наблюдая за нашими исследуемыми учащимися, можно сделать вывод, что  предполагаемого максимума они от групповой работы  не достигли. Необходимо развивать межличностные навыки: общение, самовыражение, поддержка других, наблюдение. Общение посредством устной  и письменной речь, слушание и использование мимики и жестов. Навык общения развит у всех испытуемых, но иногда испытуемые проявляют безразличие к тому, что говорит одноклассник. Навык самовыражения проявляется через уверенность в себе для активного участия в работе группы, но при этом не занимая доминирующего положения.

        После проведения запланированных уроков (практическая часть) был проведен второй цикл LS. Участники группы разрабатывали, обсуждали в фокус-группе  и проводили уроки, после каждого из которых мы проводили совместное обсуждение с полным анализом положительных и неудачных моментов.

При рефлексии и самоанализе урока мы обращали внимание на результаты наших наблюдений, внимательно выслушивали рекомендации куратора и наставника. После посещения следующих уроков  (данные уроки уже в рабочем режиме были разработаны совместными усилиями) было заметно, что положительный сдвиг есть . мы не зря тратим время. Сами учителя с благодарностью отнеслись к замечаниям и не допускали их во второй стадии уроков

        Уроки математики, познания мира и физики прошли на хорошем уровне, с выдержанной трёх фазовой структурой урока. При  обсуждении уроков были выявлены этапы или отдельные моменты, не до конца или неэффективно сработанные. Рекомендации взяты на будущее: критерии оценивания работы учащихся должны быть визуально доступны (вывешивать на доске или чётко прописывать в личных листах оценивания), при планировании творческой работы (постер,кластер,) обратить внимание на увеличение необходимого для работы времени,  учебную рефлексию урока проводить в устной и письменной форме.

         Общие выводы LS:

1. Создание коллаборативной среды - организация индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы с учётом индивидуальных особенностей и общеучебных возможностей

учащихся.

2. Применение активных форм работы - направленность на диалогическое обучение и вовлечение в учебный процесс всех учащихся, самооценка, взаимооценка, элементы анализа, синтеза, саморегуляция.

3. Оценивание - визуальность успешности при выполнении любых видов работы на уроке.

 

Общее пожелание - Продолжить сотрудничество в формате процесса LS.

 

К данному отчету прилагаются поурочные и краткосрочные планы, а также  рефлексивные отчеты учителей.

 

             

        В.Байкунов, сертифицированный учитель 3(базового) уровня, тренер по подготовке  сертифицированных учителей