Развитие музыкально-творческих способностей детей на внеурочной деятельности кружка «Играй, свирель».

Развитие музыкально-творческих способностей детей на внеурочной деятельности кружка «Играй, свирель».

В современной педагогике наметилась тенденция – активизировать процесс музыкально-творческого воспитания через творчество ребенка.Это обусловлено объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира, необходимости всестороннего развития личности, природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности. Ведь, как известно, творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество связано с самостоятельными действиями, с умением применять  полученные знания, навыки в новых видах практики. Все творчески усвоенное школьниками становится прочным их достоянием, процесс познания приобретает развивающий характер, жизнь ребенка обогащается новыми чувствами.

Мы все родом из детства.    А  кто из нас не мечтал играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или побывать в космосе? Приблизиться к сцене или сконструировать что-нибудь эдакое? Быть в центре внимания и иметь своих почитателей! Полёт детских фантазий расширял  горизонты  возможностей  до бесконечности…Именно так  мы могли прикоснуться к своей мечте. С самых ранних лет развитие в человеке творческого начала было всегда одной из фундаментальных основ педагогики в нашей стране. Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-30-х годов: А.В. Луначарский, А.А. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Л. Брюсова. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя уже существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.  По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. В ребенке обязательно надо поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их самым простым аккомпанементом, сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявости ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то непонятные существа. Нельзя смеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они ни казались. Это стало бы самой большой педагогической ошибкой, которую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие  устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей. Он может,  и не станет ни музыкантом, ни поэтом, ни художником (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых станет его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь. Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась в первую очередь искусством, а уж потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.В этих художественных фантазиях воплощались народные мечты. Мифы, легенды, сказки полны такими мечтами. В античном мире Икар на крыльях взлетел в небо – и лишь в ХХ веке самолет стал реальностью. А сколько веков жила сказка о принце, оживившем своей любовью спящую красавицу, прежде чем человек научился совершать реанимацию. А сказочное волшебное зеркальце, в котором можно было увидеть то, что находилось за тридевять земель? Таким волшебным зеркальцем стало телевидение. Детство человека было источником творческой фантазии. Способность к творчеству всегда «родом из детства». Поэтому исключительно высока ответственность педагога за то, какие личностные качества сформируются у его подопечного.Следует придерживаться мудрого правила «Не навреди!», чтобы не загубить авторитарным ли подавлением, бестактной ли насмешкой, пренебрежительным ли невниманием хрупкие ростки детской творческой фантазии. Вывод. Дух творчества, присущий детям, нужно развивать и поощрять, так как развитые творческие наклонности – это самая духовно-ценная, эффективно - благородная основа для формирования личности. «Неспособных людей нет. Есть неспособные определить свои способности, развить их. А поскольку эти задачи решаются в детстве, то вина в этом прежде всего взрослых. Без их помощи  педагога ребенку эти проблемы не решить».

     В нашей школе развитию творческих способностей детей уделяется большое внимание. Я являюсь руководителем кружков музыкально-эстетического направления: « Я и театр», «Хрустальные голоса», хор «Василёк», а также провожу занятия по внеурочной деятельности «Весёлые нотки» и «Играй, свирель». На моих занятиях ведётся огромная работа по развитию музыкально – творческих способностей детей. Меня давно заинтересовала работа по развитию  эстетических способностей у детей через музицирование. Этому предшествовала  определённая подготовительная работа: посещение семинаров, мастер-классов, знакомство и изучение передового опыта работы по этому направлению  разных педагогов, чтение специальной литературы. Изучив опыт работы, я вышла на открытый диалог с родителями. Так на родительском собрании одного из классов, мною был проведён мастер-класс по игре на свирели и показана презентация. Мою инициативу в приобретении свирелей поддержали  родители.   С сентября 2016 года в нашей школе заиграла свирель!

Хочется сразу оговориться, что определённого отбора детей не было. Занятия стали посещать дети, которые приобрели свирели.

 Занимаюсь я по авторской программе, опираясь на методические рекомендации Э.Я. Смеловой второй год. В первый год обучения мы занимались 2 раза в неделю (1 занятие - игра на свирели,2-вокально-хоровая работа).Безусловно, 1 занятие в неделю обучаться игре на свирели это очень мало. Поэтому с сентября 2017 года был введён дополнительный час для обучения игре на свирели.  Чем меня заинтересовала это направление, спросите вы? Во- первых: можно приобщаться к музыке, не изучая нотной грамоты. Ну, и самое главное – эта работа построена на решение трёх основных задач, которые помогают мне в дальнейшем

 • оздоровление (способствует вентиляции легких; это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой; занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга; благодаря этим занятиям дети реже болеют);

• общение (развиваются индивидуальные способности и чувство коллективизма);

• познание (значительно стимулируется работа по другим предметам; развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания). Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

           Особое внимание хочется обратить на то, что у двоих детей, имеющих серьёзные проблемы с лёгкими, заметно улучшилось состояние: реже стали пропускать уроки, уменьшились приступы астмы. «Неуспешные» дети стали уверенней в себе и в коллективе у них появилось больше друзей. Дети стали лучше и чище интонировать мелодию, т. к. на занятиях игра на свирели используются разные методы и приёмы, вокально-ритмические в том числе.  И, наконец, наш оркестр стал любимцем на школьных праздниках и концертах.

Древняя китайская мудрость говорит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Взяв в руки свирель, каждый ребенок с первых занятий  учится музыке через собственное музицирование. Ничто так не сближает людей, как совместное творчество!