Эссе «Моя педагогическая философия»

Малахова Алена Николаевна

Каждый человек в детстве мечтает кем-нибудь стать: врачом, космонавтом, продавцом мороженого. Я тоже мечтала стать, не скажу кем. Однако признаюсь, что учителем быть даже и не думала! Теперь я уверена: судьба каждого человека отчасти предопределена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Каждый человек в детстве мечтает кем-нибудь стать: врачом, космонавтом, продавцом мороженого. Я тоже мечтала стать, не скажу кем. Однако признаюсь, что учителем быть даже и не думала! Теперь я уверена: судьба каждого человека отчасти предопределена. И толчком к осознанию этого предопределения стал фильм, всем известная кинокартина «Доживем до понедельника». Вячеслав Тихонов… Такой степенный, красивый, а главное, мудрый учитель истории. Он еще ничего не сказал о своем предмете, все больше о школьных буднях, а зритель уже понял: герой мудр оттого, что знает историю, понимает законы развития общества, а значит, понимает окружающих его учеников и учителей. Я смотрела на него с придыханием и мечтала стать такой же мудрой! Что же? Я учитель истории!

Моей педагогической деятельности уже 23 года.  За эти годы опыт уже появился, а силы еще не покинули – самое время оглянуться назад, посмотреть на пройденное, оценить  свершенное и решить для себя, правильно ли иду, теми ли принципами руководствуюсь, чувствую ли пульс нового в педагогической деятельности, в обществе  и в жизни вообще?

За это годы поняла, что учитель – это не просто профессия. Это образ жизни. И все, что справедливо для меня как для человека, есть и мои педагогические принципы. Каковы они? Прежде всего, желание творить. Творчество во всем – вот один из моих принципов. Ведь придумывать, сочинять, фантазировать – это естественное желание каждого ребенка. Тут я иду рука об руку с моими воспитанниками. И если  честно, постоянно учусь у них новому. Так что не известно еще, кто из нас чей воспитанник!

Еще один принцип – принцип нравственности. Фантазия и творчество – это здорово. Но процессы эти должны иметь под собой крепкую морально-нравственную основу. Как же я смогу учить детей быть свободными, любить Родину, семью, творить добро, если основополагающих нравственных ориентиров не обозначила, крепких морально-нравственных устоев не помогла сформировать?

Еще один принцип, вытекающий из предыдущего… Честность! Быть честной, искренней в своих позициях, своих убеждениях, желаниях – это необычайно важно! Ведь дети, как маленькие лакмусовые бумажки, очень чутки к фальши. Слукавив однажды, учитель никогда не сможет восстановить тех ниточек доверия, что были обрезаны в момент минутной слабости. Подобного позволять себе не могу!

Ну и один из главных принципов, отражающих мою личностную позицию в деле воспитания и обучения детей, - это принцип сотрудничества.  Оно зиждется на взаимопонимании, взаимоуважении, духе коллективизма, осознании, что все участники учебного процесса делают одно дело -  общее дело! Есть избитая фраза о взаимоотношениях двух влюбленных людей. Думается, что, переосмысленная и перефразированная, именно она отражает суть сотрудничества учителя и ученика: «Сотрудничающие учитель и ученик смотрят не друг на друга, а смотрят в одном направлении!»

Взятые вместе, все эти принципы составляют основу принятой мною системы воспитания и обучения детей.

Да и предметы, которые я преподаю, тоже основываются на системности. Конечно,  предметы, преподаваемые мною, учат ориентироваться в межличностных отношениях, помогают развивать социальный интеллект, формировать умение адаптироваться в новых условиях, развивать эмоциональную сферу ребенка. Тем не менее,  мир наш и общество наше – это особые системы, которые сложились по особым законам. И понимать эти законы просто необходимо! Иначе мир наш придет  к упадку, общество подвергнется саморазрушению. Что могу сделать я, учитель истории и обществознания, чтобы этого не случилось?

Конечно же, стать для моих учеников грамотным и опытным гидом: дать возможность пройти по дорогам наших предков, заглянуть в значимые уголки истории, дать понять, почему ход ее сложился так, а не иначе. Дать осознание, что все в нашей жизни взаимосвязано, и то, что случилось когда-то, несомненно, отразилось в дне сегодняшнем. Так, осознавая ход истории и пути развития цивилизации, осознавая современность, дети учатся намечать перспективы общественного развития. И тут (думаю, это самый важный момент в моей деятельности!) самое время показать ученику, что он не созерцатель идущих вокруг него жизненных процессов, он активнейших их участник! И оттого, насколько юные личности будут активны, зависит, какими они сформируются, какова будет их жизнь в будущем, жизнь их детей, семей и всего человеческого сообщества в целом. Дети понимают и чувствуют больше, чем нам кажется на первый взгляд. Поэтому уверена: мои воспитанники пойдут дальше меня! Дальше всех нас, живущих сегодня. А моя цель сделать так, чтобы дорога их была пусть не обязательно легкая, но интересная, наполненная позитивными событиями, оптимистичная. Пусть на пути этом они научатся преодолевать себя, свои страхи, приобретать уверенность  и умение радоваться жизни. Вот тогда я буду считать: я сумела сформировать в ходе обучения и воспитания личность ребенка – активного члена общества будущего.

Счастье педагога – увидеть плоды своего труда. Увижу я их или нет – воля судьбы, но в одном я уверена: плоды эти будут прекрасны! Потому что посеянное мною в моих учеников (снова обращусь к мыслям мудрых) есть «прекрасное, доброе, вечное»!

________________   Малахова А.Н.