Синдром выученной беспомощности

Щипун Милица Вадимовна

Когда мои ученики не хотят ничего делать, я из кожи вон лезу, чтобы их заинтересовать в рамках своего предмета. Не всегда удачно, и сразу мысль в голове, что лень родилась вперед этого ребенка. Но на днях я узнала, что оказывается есть четко сформулированный "диагноз", это психоз, и имя ему Синдром выученной беспомощности. Из истории: американский психолог, основоположник позитивной психологии Мартин Селигман  занимался неврозами и неконтролируемым стрессом (стрессом, которого мы не можем избежать, приспособиться к его воздействию и даже предсказать начало и конец испытания). Он проводил эксперемент на собаках. Селигман пытался закрепить чувство страха от громких звуков. Для этого собак, вслед за громким звуком, подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока. Предполагалось, что спустя некоторое время собаки будут реагировать на звук так же, как они реагировали на электрошок - выскакивать из ящика и убегать. Но эксперимент дал совершенно неожиданные результаты. Вместо того чтобы выпрыгнуть из ящика, собаки ложились на пол и скулили! 

 Затем американский психолог Дональд Хирото провел эксперемент на людях, чтобы изучить этот синдром.  Три группы испытуемых, которые могли или не могли отключить неприятный высокий звук. Испытуемые должны были опустить руку в ящик: когда они касалась его дна, раздавался противный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки - звук прекращался. Участники второй группы, первоначально зависевшие от действий первых подопытных, не предпринимали никаких попыток отключить звук: они сидели и безропотно ждали, когда же он прекратится. Также были эксперементы над студентами (предлагались различные интеллектуальные задачи, которые не имели ответа. В адрес студентов нелициприятно выражались. И как следствие потом простые задачи они решить не смогли) у немецкого ученого Юлиус Куля. Над людьми преклонного возраста в частной лечебнице эксперементировали американские психологи Эллен Лангер и Джуди Роден. Были две группы для наблюдения. Одна группа жила по строгому распорядку, распланированоому меню, без права выбора. Вторая группа могла выбрать, что есть на завтрак, какой фильм смотреть и т.д. 

Эта информация дала мне новую пищу для размышлений. С одной стороны как многое зависит от родителей и учителей. Как сильно мы влияем на ребенка в детстве, и только наша грамотная работа поможет ребенку стать в этот мире личностью, и никогда не испытать на себе синдром выученной беспомощности. С другой стороны и взрослый человек не застрахован заболеть этим психозом. И наверно самое главное, чтобы этого миновать, это найти себе работу по душе, сохранить гармонию дома и заниматься творчеством (а для этого нужно наличие свободного времени). 

 

Комментарии

Мамаенко Вера Степановна

Вы правы, так быстро восстанавливаются силы, когда занимаешься любимым творчеством, рукодельничаешь, отпуская от себя всё тягостное и нудное. Надо находить возможность отключиться от рутины.

Щипун Милица Вадимовна

Да, я как только стала выделять время для себя, так сразу появились силы, идеи для дальнейшей работы. Надо себя любить, и это факт