Работа с одаренными детьми

Тарзимина Разиля Газыйовна

«Одаренность человека  это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_-_eksperimentalnaya_rabota.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тарзимина Разиля Газыйовна , воспитатель МБОУ «Лицей-интернат №24» г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Работа с одаренными детьми

     Моя профессия – воспитатель. Каждый день, спеша на работу, я думаю о своих детях, о встрече с их родителями, о взаимопонимании с сотрудниками и коллегами, о предстоящих событиях сегодняшнего дня. Все течет и изменяется. Никто не знает, что ждет нас в будущем. Каким оно будет? Жизнь – карусель, жизнь – карнавал, яркая, полная событий. То, что ждет впереди – загадка. Жизнь среди детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относиться ко всему, что окружает нас, стойко переносить невзгоды беспокойной воспитательской жизни. Искусство быть педагогом также многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях; он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который поймет и поможет в любую минуту.

   А все-таки,  главная оценка моего труда впереди. Это лицей, учительский коллектив, успешная учебная деятельность моих воспитанников и их дальнейшая самостоятельная жизнь в обществе. Плоды моей работы всходят не сразу, проявятся лишь спустя годы. Но это будут самые важные, самые прекрасные, самые сладкие плоды. И я за годы моей работы  в лицее (18 лет) - уже  вижу эти плоды. Многие наши  выпускники уже взрослые, успешные, нашли себя и свое любимое дело, создали семьи. Они приходят к нам, делятся своими радостями, два раза в год мы  проводим вечер встречи. И каждый раз  убеждаемся, что  работаем не зря.

   Замечу, что наш лицей образовательное учреждение интернатного типа. Я думаю, что дружба за годы учебы и проживания  в лицее-интернате – это самая настоящая. Ведь здесь дети учатся жить самостоятельно, помогая друг  другу.  Интернат позволяет собрать под одной крышей детей из разных регионов, разных районов, разных школ. Наши дети не захотели учиться в обычных школах из-за часто меняющихся интересов и жажды знаний. Эта категория знакома всем практикующим учителям.  Учащиеся  всегда первыми поднимают руку и стремятся ответить, даже если их не спрашивают, охотно и много читают.  В данном случае для нас важен именно тот факт, что у некоторых детей и соответственно взрослых уровень способностей значительно отличается от среднего. Мы их называем одаренными.
      Актуальностью проблемы работы с одаренными учащимися обусловлена,  в первую очередь, спецификой нашего лицея-интерната. Во -вторых,  изменениями, которые произошли совсем недавно: быстрый и качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность общества в личностях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому очень важно раннее выявление, воспитание и обучение талантливых учеников. Задача нашего лицея-интерната –  своевременное выявление одарённости и создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей.

    В целом,  для успешности работы с одаренными детьми  есть  у нас условия. Я с гордостью могу сказать, что у нас работают педагоги, которые любят свою работу, умные, целеустремленные. Администрация нашего лицея в педагогах  ценит преданность своей профессии, любовь к детям, профессионализм, саморазвитие. Вот именно такие педагоги  и работают у нас.   Еще есть одно важное примечание -  у нас в педагогическом коллективе больше мужчин.  Если учесть, что у нас учатся только мальчики, это очень важно. Они служат примером подражания, получают мужское воспитание.  Создается и постоянно совершенствуется   методическая система и предметная подсистема  работы с одаренными учащимися. Взаимодействие педагогов с одаренным ребенком направлено на оптимальное развитие способностей, имеет характер помощи, поддержки.

     Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность (спецкурсы, кружки).  Здесь происходит подготовка детей к участию в различных мероприятиях в лицее,  городе. Поэтому и классным воспитателям  необходимо создать условия, выделить дополнительное время для работы педагогов-предметников с такими детьми. Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Я считаю, что у нас  созданы все условия не только для углубления интеллектуального потенциала, но и для активного отдыха, повышения культурно-эстетического уровня. Многие мои воспитанники активно участвуют в спортивных соревнованиях, культурно-массовых мероприятиях, общественной жизни лицея. Есть  возможность  посетить разные кружки. Педагоги дополнительного образования  ведут работу по следующим направлениям:

     - художественное и техническое творчество;

    -  эколого-биологическая работа;

    - физкультурно-спортивная работа;

     - гражданско-патриотическая работа;

     - исследовательская работа.

     Я считаю, что процесс воспитания не полон без участия семьи ребенка.  Работу с родителями по данному направлению стараюсь организовать особым образом. Родителям одаренных детей тоже необходимо психолого-педагогическое сопровождение.  Применяю разные формы  работы: проигрывание педагогических ситуаций, собрания вместе с детьми, тематические собрания – консультации, собрание – мастерская и др. Цель моей  работы – просвещение родителей в вопросах детской одаренности. Ведь именно родители должны помочь ребенку освоить приемы грамотного взаимодействия с другими людьми, познать дух сотрудничества и коллективизма, потому что именно благодаря общению со взрослым ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. Мы открыты к любым формам взаимодействия, стремимся к активному сотрудничеству с родителями воспитанников  и поощряем их активное участие в жизни лицея.

   По-моему, роль классного руководителя и  воспитателя в работе с одаренными детьми велика. Одной из важнейших задач в данном случае у меня, классного воспитателя,  при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям — обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.

 Только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный воспитатель – тот, кто обладает уникальным умением  увидеть и распознать юное дарование, помочь учителям-предметникам в его развитии,  поддержать и вдохновить его. Для системы лицейского образования приоритетной является работа по созданию условий и во внеурочное время для выявления интеллектуальной одаренности и ее развития. Воспитательная работа становится средством развития личности, ее социальной адаптации. Поэтому на первый план в системе воспитательной работы выходит личность лицеиста.

В работе с одаренными детьми весьма значимо публичное признание достижений, чему способствует участие в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях.

Каждый год в нашем лицее-интернате после предметных олимпиад проводится церемония награждения и чествование победителей.  Приглашаем учеников, преподавателей и родителей. На этом мероприятии администрация лицея и  руководители городского управления образования подчеркивают,  что их  сегодняшняя победа – это результат непрестанного кропотливого труда на протяжении долгих лет и   лицей-интернат №24 искренне гордится целеустремленностью и достигнутыми успехами победителей и призеров, так как приобретенный багаж знаний непременно станет фундаментом  успешного будущего. Мы уверены, что наши воспитанники  смогут  проявить все свои способности, добиться ярких открытий и построить достойную карьеру

 Хочу закончить свою работу словами  В.А. Сухомлинского:  «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Список литературы:

  1. Морозов В. Преемственность как условие развития реабилитационной педагогики //Нар. Образование. -2003.-№2.-с.208-216.
  2. СтромиловВ.Н. Семейные заботы(о проблемах социальной адаптации) //Внешкольник.-2001.-№11.-с.17-19.
  3. Хрусталькова Н.А. Система комплексного сопровождения профессионально замещающей семьи //Педагогика.-2007ю-№2.-с.52-58.
  4. Горбушин А. Начните с себя: (О трудностях учебно-воспитального процесса в школах-интернатах)//Нар. Образование.-1991.-с.62.-66.
  5. Дудкина Г., Тамонова Е. Модель выпускника как ориентир в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни // Воспитание школьника-2008.-№2.-с. 36-42.
  6. Попов В.И., Попова И.А. Дополнительное образование воспитанников интернатных учреждений как средство их социальной адаптации //Доп. Образование.-2001.-№13.-с.13-18.
  7. Попов В.И., Попова И.А. Дополнительное образование воспитанников интернатных учреждений как средство их социальной адаптации // Доп. Образование.-2001.-№10.-с.20-24.