ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Соколова Светлана Вячеславовна

Каждый учитель мечтает, чтобы его предмет относился к числу предпочитаемых, чтобы ученики интересовались его дисциплиной и связывали с дальнейшей профессиональной жизнью. Развитие учебной мотивации ребенка, и, следовательно, результативность обучения зависит от разных причин. Всем нам, учителям, известно: знания становятся достоянием человека и средством его развития только в том случае, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы.

К условиям успешности обучения ученые – дидакты относят:

  • проблематизацию;
  • личностную активность ребенка;
  • связь изучаемого материала с его жизнью.

Каждый учитель стремится реализовать данные условия, и у каждого свой путь. Моим путем достижения успешности обучения стала проектная технология. На мой взгляд, именно метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники проявляют самообразовательную активность.

В наше время метод проектов приобрел широкую популярность не только в образовании. Причина - изменения в общественной жизни страны. Современные условия  выставляют требования: самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления, находить источники необходимой информации.  Поэтому  проектная технология  рассматривается как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Проектная деятельность отнесена к базовой педагогической технологии при апробации государственных стандартов второго поколения.

Учебный проект - это интегративное средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно:

  • проблематизации;
  • целеполагание и планирование деятельности;
  • поиск нужной информации;
  • проведение исследования: анализ, синтез, обобщение;
  • практическое применение знаний и умений в нетиповой ситуации;
  • умение готовить материал в наглядной форме;
  • самопредъявление результатов деятельности;
  • самоанализ и рефлексия.

Из вышесказанного видно, что проект – не самоцель, а средство развития ребенка.

Основные признаки метода проекта:

  • проблемность;
  • исследовательская, творческая деятельность учащихся;
  • самостоятельность.

Этапы исследовательской деятельности.

  1. Подготовительный (работа учителя)
  1. Выбор учебной темы проекта, возраста детей.
  2. Постановка цели, задач развития, воспитания, обучения.
  3. Распределение работы учащихся по времени.
  4. Обеспечение информационным, материально-техническим оснащением.
  5. Составление критериев для оценки проекта.
  6. Вводная лекция с целью вхождения в учебный материал.
  1. Этап реализации (работа учащихся, роль учителя – консультант, помощник)
  1. Формулировка интересных проблемных вопросов по изучаемой теме.
  2. Определение творческого названия проекта, планирование результата работы.
  3. Организация групп, распределение ролей внутри группы.
  4. Разработка плана действий.
  5. Подбор информации из разных источников( учебник, энциклопедии, Интернет, научно-популярная литература).
  6. Самостоятельная работа групп.
  7. Презентация проектов.
  8. Рефлексия.

Оформление проектной работы.

Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3-4 минуты может сопровождаться иллюстрациями на печатном или электронном носителе. При оформлении проекта учащиеся отдают предпочтение использованию информационных технологий, работая в программах Power Point, Publisher, представляя презентации, буклеты, weв-сайты.

Виды учебных проектов по месту и времени выполнения.

  • краткосрочные (в рамках учебной темы, проводятся в урочное время);
  • продолжительные (в рамках научного общества учащихся, проводятся во внеурочное время).

Все вышесказанное относится к любым видам проектов.

Хотелось бы подробнее остановиться на учебных проектах, выполняемых на уроке. В своей практике сталкиваюсь с тем, что ученику трудно самостоятельно сформулировать проблемный вопрос. Поэтому тут на помощь должен прийти учитель. Чтобы старшеклассник выполнил проектное исследование полностью и самостоятельно, к этому надо готовить целенаправленно, постепенно  с младшего возраста. Стараюсь учащимся 6-7 классов предложить такое проблемное задание или вопрос, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным, заставляет задумываться, анализировать, сравнивать, искать закономерности, делать выводы. Для разрешения проблемы учащиеся могут пользоваться коллекциями, моделями, гербарными экземплярами, живыми объектами.

Для развития навыков, необходимых для проектной деятельности в 6 классе предлагаю:

  • мини-сочинения: «Зачем изучать биологию?», «Если бы не стало растений…», «Бактерии – враги или друзья?»;
  • проблемные вопросы: «Сколько длится листопад?», «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?», «Почему в процессе эволюции исчезли крупные папоротники, а мелкие остались?»;
  • опыты, развивающие исследовательские навыки: «Докажите, что растения дышат», «Зачем мыть руки?», «Выращивание проростков картофеля из целого клубня, половины клубня, почки», «Наличие питательных веществ, необходимых  для жизни растения»;
  • поиск информации осуществляется при подготовке к вопросам: «Искусство «бансай» - что это?», «Удивительные вещества – фитонциды», «Споровые растения нашей местности», «Самые старые растения мира».

У семиклассников требования к проектам усложняются, т.к. результаты некоторых работ они оформляют на электронных носителях, в виде презентаций.

Учащиеся 7-8 класса выполняют небольшие проекты в школе или дома, индивидуально или в группах, раскрывая вопросы:

«Животные и растения – родственники?»

« Откуда берется жемчуг?»

«Муха…Животное более опасное, чем львы и тигры»

«Есть птицы полезные и вредные: верно ли?»

«Чем полезны кольчецы?»

«Чем могут гордиться жители нашего села в плане охраны животного мира, а чего – стыдиться?»

При изучении «многообразия типа Хордовые» дети осуществляют самостоятельный поиск интересной информации о разных отрядах животных, иллюстрируя свои выступления презентациями.

Для учащихся 9 класса подготовка к проектной деятельности усложняется, далее учителем дается понятие проблемного вопроса и предлагается самостоятельно  составить проблемные вопросы по определенной теме, впоследствии раскрыв их в презентации. Например, в теме «Пищеварение» ребята предлагают следующие формулировки:

«Питание и пищеварение. Одно и то же?»

«Зачем в кишечнике бактерии?»

«Человек есть то, что он ест. Г.Гейне Докажите.»

«Как тонкий кишечник приспособлен к своим функциям?»

«Почему печень называют главной химической лабораторией организма?»

«Чем вредны пищевые добавки?»

Богатый материал для реализации проектной технологии в 8 классе дают темы по гигиене во всех главах учебника.

 Старшеклассники после такой постепенной подготовки выполняют все требования к учебному проекту в курсе общей биологии. Например, по теме «Происхождение человека» учащиеся 9-го класса выполняют проекты:

«Как возникло на Земле существо, так изменившее лик нашей планеты?»

«Откуда взялись люди?»

«Кто они, ископаемые предки человека?»

«Почему мы разные?»

«Действует ли эволюция на человека в настоящее время?»

Результаты работы оформляются  в виде презентаций, буклетов,web-сайтов.

Развитие навыков  самоанализа, рефлексии происходит при оценивании работ по следующим критериям:

  • содержание: формулировка цели и соответствующего ей вывода, логичность изложения материала, доступность;
  • оформление: эстетичность, оригинальность;
  • выступление;
  • сотрудничество;
  • использование разных источников информации, в том числе ресурсов Интернета.

Таким образом, систематически используя  на своих уроках проектную  технологию, имею результаты:

  • высокий и средний уровень учебной мотивации по своему предмету;
  • развитие самообразовательной активности детей, направленной на освоение нового опыта;
  • у учащихся старших классов   сформированы  проектно-исследовательские умения; умения поиска и структурирования информации;
  • активное использование современных информационных технологий дает навык работы в разных компьютерных программах;
  • эффективное взаимодействие учащихся в группе развивает позитивную коммуникабельность, умения сотрудничества, сотворчества.

Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

 

 

Библиографический список

  1. Intel «Обучение для будущего»: учеб. пособие. – М.: «Русская Редакция»,2003.
  2. Селевко  Г.К.Энциклопедия образовательных  технологий: в 2 т.  – М.: НИИ школьных технологий,2006.
  3. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч. -2000. - №3. - с. 10 – 21.
  4. Новикова Т.А.Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование,- 2000. -  №7. - с.151 – 157.
  5. Сиденко А.С.Метод проектов: история и практика применения // Завуч.- 2003. - №6. - с.96 – 111.