Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2019» Краснокутского района Саратовсой области КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ» Овечкина А.И. МОУ – сош с.Логиновка «Я - УЧИТЕЛЬ»

Овечкина Антонина Ивановна

Эссе « Я – учитель»

 «Если учитель имеет только любовь к делу, он  будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».                          (Л.Н. Толстой)

            

             Я – учитель…

   Моё педагогическое призвание зарождалось постепенно и  в не столь далёких 80-х годах XX века.

    До сих пор непросто даже самой себе ответить на вопрос: почему остановила свой выбор на профессии учителя? Детская мечта или это было предопределено, ведь неслучайно, обучаясь в школе, мы часто дома  играли в «школу».

   Мама работа в детском садике. Я часто с одноклассницами бегала туда. И не, столько к маме, сколько к своим бывшим воспитателям: Кауфман Татьяне Сергеевне и Кауфман Ирине Ивановне. Нас всегда тепло встречали, а мы старались помочь: устраивали кукольные представления, помогали в проведение праздников. Я благодарна и своей первой учительнице – Гулаковой  Валентине Васильевне. Когда что – то не получается, вспоминаю её, наш класс – и решение приходит само собой. В среднем звене мечтала стать математиком. И примером для меня стали  директор школы Кравцова Валентина Васильевна, учитель химии Белоусова Нина Васильевна, учитель математики Ионова  Раиса Владимировна.

   Уже в начальных классах стала задумываться: воспитатель или всё же учитель? «Учитель!» - решила я. Но в детский садик бегала до окончания школы. Обстановка доброты, тепла и уюта притягивала, как магнит.

    Получается, что не только я выбрала эту профессию, но и она долго выбирала меня. И всё-таки стала учителем... Возможно, это мой ангел указал путь. Быть учителем!

   И вот уже двадцать один год  я ежедневно погружаюсь в прекрасный мир детства, раскрываю тайны человеческих сердец, живу в гармонии с собой и миром, работая учителем в школе. В школе, где есть радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, частые бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки. А  по сути своей она радостная, и очень ответственная. Нам доверили самое дорогое – ребёнка.  

Ребёнок — изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру. Это, по словам Плутарха, «не пустой сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь».  Дети самые чистые, искренние и порядочные люди. Я люблю детей просто потому, что они дети — яркие, эмоциональные, добрые.

   У каждого свой путь. Своё призвание. Для меня — это школа. Это то место, где я могу подарить свою огромную любовь детям, то, чем живу сама.

   Педагогом нельзя быть только на школьном уроке. Любить всех учеников, быть внимательным к каждому ребёнку, суметь поддержать его в трудную минуту — всё это возможно только по зову сердца, движению души. В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаёте, и тех, кому преподаёте». Любить детей... Любить — значит, понимать, что они не запрограммированные существа, а личности со своим характером, темпераментом, привычками. Понимать, что нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что ребёнок — личность. Понимать, что не только я, педагог, учу ребёнка, но и он, мой ученик, несмотря на свой малый жизненный опыт, помогает  мне постичь жизнь. Получается, что мы учимся одновременно. Сотворчество, сотрудничество, согласие — триада, определяющая мой путь учителя.

Как и многие педагоги, я твердо убеждена в том, что урок проводится ради ребенка, существует для него и что ребенок должен не просто присутствовать  на уроке, а жить в нем.

   Задачи воспитания всегда тесно переплетаются  с задачами обучения на каждом уроке. С ребятами  работаю над  культурой поведения, общения. Происходящие  в обществе перемены вынуждают искать новые и переосмысливать старые методы обучения и воспитания. Чтобы весь учебно-воспитательный процесс перешел на качественный новый уровень, я в повседневной работе придерживаюсь следующих принципов:

   - верь в своего ученика;

   - понимай и принимай его таким, какой он есть;

   - уважай ученика, но будь требователен к нему;

   - искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам;

  - стремись к созданию  оптимально положительных условий для реализации интересов, способностей учащихся.

    Очень часто близкие и знакомые спрашивают меня: «Трудно ли работать учителем?».Вряд ли кто-то скажет, что легко. Да и я не исключение. Лучше всего это понимают педагоги и ученики. Многие родители, приходя в школу, начинают смотреть на этот мир по-другому: и дети, и учителя раскрываются для них по-новому. Школа — самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг — это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени на второстепенное и ненужное. Важно не проглядеть, не упустить время, не опоздать! Я стараюсь успеть. Время — величайшая ценность, его нельзя тратить на пустяки. Учиться надо всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь учить.

    Ни одна профессия в мире не даёт столько разнообразных возможностей для саморазвития. Разве это не счастье — быть учителем? Говорят, что педагогом нужно родиться. Не буду противоречить прописным истинам. Но то, что учитель должен быть целеустремлённым и талантливым человеком, это моё личное убеждение.

Откуда же берёт силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя, пожизненно вызванного к доске? Я знаю ответы на эти сложные вопросы, потому что я правильно сделала свой выбор.

    Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». Каждый урок учителя — это маленький спектакль, затрагивающий тонкие струны детских душ, и, если они звучат, как единая мелодия, значит, Учитель состоялся. Я верю, что лучший мой урок впереди. И продолжать его будет сама жизнь. Я всегда думаю о том, станет ли мой урок для детей примером Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма. И я верю — станет!

   Поэтому приоритетными целями воспитания для себя определила: формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, самостоятельности, независимости суждений, сочетающихся с уважением к мнению других людей, способности ориентироваться в мире духовных ценностей. Для этого я устраиваю для детей экскурсии, игровые тренинги, семейные праздники.

   Своё эссе хотелось бы закончить подсмотренными строками:

 

Люблю эту жизнь, и детей, и работу,

Я ей ежедневно сполна отдаюсь.

И пусть нелегка педагога работа

Я, правда, профессией нашей горжусь.

У каждой работы свое начинанье,

У каждой профессии важность своя.

Скажу вам сегодня о ней, что когда-то

Для всей своей жизни выбрала я.

Хочу Вам пожелать сегодня я немного:

Любить и быть любимыми,  учиться и учить.

Всего 4 вещи, но в этом суть:

Без них никак Учителем не быть.

Любите свой предмет  и тех, кому преподаете.

И пусть в ответ Вас тоже любят дети.

Учите, открывая новых знаний мир.

И, чтоб идти вперед, всегда учитесь сами.