Конспект занятия с учащимися четвёртого класса на тему: «Как хорошо, что мы есть друг у друга»

Конспект занятия с учащимися четвёртого класса
Тема: «Как хорошо, что мы есть друг у друга»
Цель: способствовать формированию целостного представления у младших школьников
понятий «друг», «дружба».
Задачи:
Обучающая
 представления о понятиях «дружба», «друг»
Развивающие
 развитие способности понимания других людей, а также их принятия,
 развитие мотивации к позитивным изменениям в классе,
 способствовать успешному протеканию процессов самопознания и
самосовершенствования учащихся через осознание качеств, важных в дружбе;
 дать представления о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий
друг;
 способствовать формированию нравственных качеств учащихся, умение дружить,
беречь дружбу;
Ход занятия
 Добрый день всем! Наш классный час называется «Как хорошо, что мы есть друг у
друга», и мне хотелось бы его начать словами. Какое прекрасное слово – дружба.
 Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
Ответы обучающихся
Процесс сопровождается одним и тем же вопросом.
 Легко ли было догадаться?- Вы правильно догадались, тема нашего урока посвящена
дружбе, о том, как хорошо, что мы есть друг у друга.
 Я предлагаю начать сегодняшний классный час с одной притчи, которую мы с вами
разыграем по ролям.
 Сюжет выстраивается на основе древнейшей притчи о богатом человеке и овцах.
Участвуют шесть человек.
Богатый человек и овцы
 Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько
же друзей.
 Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и
угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на
выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь
его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
 Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл
ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и
увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья.
Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец.
Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор
его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл
выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».
- О какой пословице шла речь в притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).
- От чего может погибнуть дружба? (Ребята отвечают на поставленный вопрос).
Материал подготовила: педагог-психолог О.М.Бичоль
О чём эта сказка?
Ответы обучающихся
 А мы сами? Задумываемся ли о том, как ведём себя с разными людьми, в разных
ситуациях? Умеем ли дружить и понимать других людей, уважать, тактично помогать?
Ребята, ваш класс как коллектив существует уже несколько лет. Как вы считаете, может
ли человека, который, учится с другими ребятами вместе, никак не затронуть дружба
всего класса? Почему?
Ответы обучающихся
 Вы правы, конечно нет – хоть в самой малой степени это касается каждого.
Следовательно, мы с вами все связаны какой-то невидимой ниточкой. Можно даже
сказать, что мы на какое-то время становимся одним организмом.
 А давайте на какое-то мгновение представим, что мы не просто организм, а организм
какого-то человека, и не просто человека, а «маленького человечика»
Обозначьте в порядке значимости для вас следующие высказывания:
 давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания;
 защищать друг друга от обидчиков;
 придумывать вместе интересные игры;
 уметь посочувствовать, поддержать, утешить;
 угощать друг друга сладостями;
 уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятная;
 уметь уступать друг другу;
 уметь слушать друг друга и понимать;
 не сориться друг с другом по пустякам;
 искренне радоваться успехам друг друга.
Игра «Радуга дружбы».
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Игра « Радуга дружбы».
Напишите по одному самому главному качеству на радуге, без которого дружба
состояться не может.
 Обучающиеся прикрепляют на доске цвета радуги к его середине.
- Теперь мы знаем, что такое дружба, что важно в дружбе, кто такой настоящий друг,
какими качествами он обладает, поэтому сейчас давайте утвердим правила дружбы для
нашего класса.
 Выстраивается список правил дружбы
- Прочитайте правила дружбы:
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
5. Не обманывай друга.
6. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
7. Не предавай своего друга.
8. Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
9. Основа дружбы – взаимоуважение.
10. Прочная дружба – это забота о друге, готовность прийти на помощь, ничего не требуя
взамен.
Материал подготовила: педагог-психолог О.М.Бичоль
- Вы согласны с этими правилами дружбы?
- Я надеюсь, что более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять
правила дружбы.
Рефлексия.
О чём для вас было это занятие?
Что вы сегодня узнали о своих одноклассниках? А о себе?
Заключение
Коммуникативная игра «Остров»
Перед выполнением упражнения ведущий расстилает на полу газету.
- Я хочу предложить вам построить островок дружбы. Представьте себе, что на острове
начался прилив. Для того чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся
маленьком клочке земли. Таким клочком земли для нас будет служить газета. Надо всем
поместиться на этой газете, никого не оставляя в воде.
Рефлексия.
- Выберите смайлика, соответствующего вашему настроению.
Домашнее задание.
- Составить небольшой рассказ о своём друге и обсудить его с родителями.
Предлагаю вам план рассказа.
1. Как я понимаю слово дружба.
2. Кто такой мой друг.
3. Почему я дружу с этим человеком.
4. Что дает мне дружба.
Ребята, можете написать стихотворение о друге или нарисовать рисунок
«Мой самый лучший друг»