"Какой жизненный путь должен выбрать человек?" размышления обучающихся 5-х классов о прочитанном рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Штенская Наталья Сергеевна

 На урок литературы обучающиеся 5-Б и 5-В классов знакомились с рассказом Л.Н.Толстого "Кавказский пленник".

Чему же он учит?Какой жизненный путь должен выбрать человек? На эти вопросы отвечали ребята, прочитав внимательно и проанализировав рассказ Льва николаевича Толстого.

Рассказ "Кавказский пленник" был написал Львом Николаевичем Толстым на основе личных впечатлений о войне на Кавказе, где он служил юнкером.

Более всего его впечатлило то, что война - это большая бессмысленность, что нет хороших и плохих национальностей и то как проявляется истинная сущность человека, когда он попадает в плен.

"Кавказский пленник" повествует о том, что два русских офицера - Жилин и Костылин, по вине Костылина попали в плен к горцам и находясь в плену вели себя по - разному: если Жилин вел себя как настоящий мужчина и достойный человек, то Костылин все время ищет как спрятаться за чью - то спину, боится, не может принять решение и т.д.

Описания характеров главных героев помогут ребенку понять, что поведение человека, его характер, рождает судьбу человека.

Если Жилин не сдается, пытается убежать, ищет разные возможности и наконец убегает, то можно сказать, что Жилина ждет блестящая судьба и он дальше продолжает служить, то Костылина сломал плен, он стал больным человеком и теперь его судьба - это тихое прозябание до конца жизни.

Одна группа ребятат отвечала так: "Кавказский пленник" Льва Толстого учит читателя разбираться в людях. Учит сравнивать и анализировать поступки и поведение людей и определять свои жизненные приоритеты, понимать как нужно жить, чтоб не ведать печалей и не попадать в сложные передряги. По вине одного из товарищей, два друга попали в плен. Только один ведет себя как достойный человек, Мужчина, выходит здоровым и сильным духом человеком, а второй наоборот, пытаясь спрятаться за спинами других, все время жалуясь и ропща на судьбу - теряет в конечном итоге человеческий облик и здоровье.

Другая группа  мыслила по-другому: этот рассказ,ставший уже классическим произведением, учит толерантности и взаимоуважению между народами.Так возникшая симпатия между девочкой с гор и Жилиным,совершено не случайна приведена автором и наглядно показывает читателю,что никакие различия между людьми во взглядах,привычках и религиозных расхождениях не могут стать причиной для взаимопонимания двух близких по духу и хороших людей.Даже разница в возрасте оказалась не помехой для этого.Великолепный рассказ.

Надеемся, что знания, полученные при чтении рассказа. помогут ребятам в жизни.