Педагогика сотрудничества на уроках физики

Рубцова Елена Григорьевна

Школа всегда выполняет заказ общества. Скорость развития научно-технического прогресса в XXI веке показала необходимость изменить требования к методам обучения современных школьников. На смену ученику, получающему определенную систему знаний, умений и навыков школа должна сформировать человека способного активно и творчески мыслить и действовать, самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться.  

  Педагогика сотрудничества – это одна из наиболее эффективных технологий в преподавании разнообразных школьных  дисциплин.  Она относится к технологиям на основе личностной ориентации педагогического процесса.  Такие технологии представляют собой  воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре их внимания - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Технологии личностной ориентации призваны найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Педагогика сотрудничества является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

 Целевые ориентации педагогики сотрудничества:

1.Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

2.Гуманно-личностный подход к ребенку.

3.Единство обучения и воспитания.

     Сотрудничество – это  идея совместной развивающей деятельности педагогов  и учащихся, объединенная  взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.  Два субъекта учитель и ученик  должны действовать вместе, быть партнерами, составлять союз более старшего  и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

 Педагогика сотрудничества на уроках физики позволяет создать атмосферу мотивации и развития личности, способной анализировать природные процессы, происходящие вокруг человека, как в природе, так и в технике. Это важно, ведь никто не будет  спорить с тем, что знание основных законов физики необходимо не только для того, чтобы осознавать себя грамотной личностью, но для элементарных навыков безопасности человека в век космических скоростей, участившихся природных и техногенных катастроф, в век стремительно развивающейся техники.

Таким образом, педагогика сотрудничества в наше время, на мой взгляд, наиболее подходит для развития личности с учётом её индивидуальных особенностей, т.к. обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование в успехах. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими.

Педагогика сотрудничества относится к личностно-ориентированным технологиям. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование различных форм и методов организации учебной деятельности. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какого-либо вопроса или изучением темы. Эта технология ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться.

На конкретном примере рассмотрим, как я провела урок с использованием этой технологии  в 7 классе по теме  «Закон Архимеда. Плавание тел».

 К данному уроку ученикам было задано на дом: повторить следующие понятия и законы: плотность вещества, равнодействующая сил, II закон Ньютона, равнодействующая сил, гидростатическое давления, закон Паскаля.

В ходе урока была организована  работа в парах по проведению фронтального эксперимента. Учащиеся вспомнили, что один из способов научного познания мира – эксперимент. Я предложила своим ученикам побыть «архимедами» и на основе опыта, проведённого в парах, повторить открытие, сделанное Архимедом ещё в древней Греции. Для эксперимента пары получили оборудование: стакан с водой, кусочек пробки, металлический цилиндр на нити, динамометр.

Вначале я предложила детям представить себе неоднократно наблюдаемые  ими в жизни картинки: парящий воздушный шар, плывущий по морю корабль.  И предложила задать вопрос, который напрашивается при наблюдении за этими процессами.  Учащиеся задали вопрос: почему?

Далее дети проводят фронтальный эксперимент, высказывают свои предположения о возможных результатах,  обсуждают его результаты в парах, вспоминают законы и физические понятия, позволяющие объяснить эти результаты,  и приходят к выводу о том, что на любое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила.

Урок, проведённый в такой форме, позволил каждому ученику почувствовать себя первооткрывателем, человеком, способным познавать окружающий мир, анализировать явления, обсуждать наблюдаемое в парах,  и делать выводы.

На своих уроках и во внеурочной деятельности я также активно использую метод проектов, который также предполагает учебное сотрудничество учеников друг с другом и с учителем. Метод проектов позволяет наиболее эффективно использовать индивидуальные особенности интересы, знания и умения отдельных учеников, объединённых в группы.

Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Для достижения поставленной цели, учащиеся  используют научно-популярную литературу, ресурсы INTERNET, проводят самостоятельные исследования, проводят эксперименты. Учащиеся свои работы оформляют в виде мультимедийных презентаций, рисунков, опорных конспектов, в виде рефератов, сочинений.  Методе проектов -  эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

1.   Рефлексивные умения.

2.   Поисковые (исследовательские) умения.

3.  Умения и навыки работы в сотрудничестве.

4.   Коммуникативные умения.

5.   Презентационные умения и навыки.

Роль учащихся: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо.

На мой взгляд, при изучении физики особенно интересным этот метод является для старшеклассников. В частности,  метод проектов помогает эффективно использовать наличие у учеников старших классов определённой профессиональной направленности.  Так, в соответствии со своими интересами и увлечениями мои ученики выполнили ряд интересных проектов: «Влияние музыки на живые организмы», «Влияние цвета на эмоциональное и физическое состояние человека», «Умный дом» и др.

Использование проектного метода предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественно новый уровень. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнёров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста.

Учебное сотрудничество предполагает активную деятельность всех субъектов учебного процесса. Главное в педагогике сотрудничества – сделать так, чтобы интересно было всем. Для этого учитель должен быть творческим человеком, к которому методические идеи могут приходить непосредственно во время урока. Думаю, что вы, коллеги, согласитесь со мной,  иногда бывает так, что использование привычных методов при подаче материала не приносит должного результата. Как быть в таком случае? Для наилучшего усвоения материала необходимо организовать некое коллективное действие всех учеников класса, которое заинтересует  каждого. Так, в этом учебном году в 7-х классах мы изучали тему «Описание прямолинейного движения», где учащимся предстояло усвоить такие понятия как «тело отсчёта», «система координат», «система отсчёта» и научиться применять их на практике. В ходе урока я поняла, что большинство учеников эти понятия  на сторонних примерах не усвоили. Чтобы исправить ситуацию я предложила детям игру «Угадай имя одноклассника». В ходе игры один ученик выходил из класса, остальные выбирали различные объекты в классе как тела отсчёта, задавали направление оси координат и называли координаты в шагах до ученика, имя которого нужно угадать. Данная игра не только, помогла детям усвоить важные понятия, но и показала им, что положение тел в пространстве относительно, т.е. зависит от выбранной системы отсчёта.

 В заключение хочу сказать, что в современной школе учитель должен  учить именно тому, что может пригодиться, тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования.

В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большей долей вероятности, реализован в современном обществе.