Проблемы патриотического воспитания в современной России

Рубцова Елена Григорьевна

«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше другигих, потому, что  именно ты в ней родился».

                                                                                                                                                            Бернард Шоу

 

        Что значит быть патриотом в России сегодня? Тема патриотизма – это очень «больная» тема для нашей страны . Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо усилить точным сильным тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

       Сегодня только ленивый не вспоминает возвышенных , благородных слов о любви к Родине. Но из-за частого их упоминания они стали затёртыми и потеряли свой изначальный блеск и даже смысл. Проблема патриотизма стала в нашей стране едва ли не самой муссируемой. Сегодня все толкуют о лжепатриотизме, об истинных патриотах, к которым часто причисляют себя, пытаясь объяснить, в чём именно состоит их «эксклюзивная»  любовь к Родине. Однако это лишь затрудняет поиск ответа на главный вопрос: « Что же всё-таки значит быть сегодня патриотом в России?»  Мы, конечно, можем вспомнить, что патриотизм – это любовь к своему народу, а национализм – ненависть к другим, и тем ограничиться. Но, как бы красивы не были эти слова, всей глубины проблемы они не исчерпывают. Как же всё-таки воспитать патриота в современных, таких непростых условиях, полных противоречий и недосказанности?

          На мой взгляд, одной из составляющих качественного патриотического воспитания является воспитание уважения к прошлому своей страны, ибо только так можно воспитать уважение к своим современникам и к самому себе. Именно по этой причине на классных часах в своём классе я часто обращаюсь к теме беззаветного служения Родине наших дедов и отцов, отстоявших свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Особенно актуальной эта тема является для такого района, как  Лотошинский. Ведь здесь буквально каждая пядь земли пропитана кровью настоящих патриотов, кровью тех, для кого слова «любовь к Родине» не были лишь красивой фразой. Поэтому каждый год мы с ребятами ходим в походы по местам боевой славы нашего района, знакомимся с историей тех давних событий и по мере возможности и необходимости ухаживаем за территорией, окружающей памятники павшим героям.

        Кто-то из мудрых сказал: « Там, где предаётся забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации». Именно поэтому уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом своей страны, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее. Как для учителя предметника для меня в этой области есть тоже широкое поле для активной деятельности. Ведь история развития науки – это тоже часть истории родного государства. Я преподаю в школе физику. Физика – это  достаточно сложная наука, и не каждому ребёнку она даётся легко, но история развития физики изобилует многими русскими именами, о чём я просто не имею права не рассказывать своим ученикам.  Русь всегда славилась своими талантливыми учёными и изобретателями. Поэтому на своих уроках я всегда акцентирую  внимание учеников на вкладе российских учёных в развитие физической науки. Я считаю, что ребёнок может и не понять до конца принцип работы радиоприёмника, но то, что первый в мире радиоприёмник изобрёл русский инженер А.С. Попов, это обязан знать каждый человек, считающий себя патриотом России. Жизнь этого замечательного человека не была простой. В России того времени у него не было возможности эффективно трудиться над усовершнствованием своего изобретения. Однако, на предложение переехать в США Попов ответил отказом. Именно ему принадлежат слова: «Я – русский человек, и все мои изобретения могут принадлежать только России». Это ли не пример высочайшего проявления патриотизма? А разве мы имеем право забыть о людях, открывших человечеству возможность полётов в космос. К.Э. Циолковский, С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин  – это те имена, знания которых я требую от своих  учеников. Я хочу, чтобы они их помнили и гордились тем, что родились в той же стране, что и эти великие люди. Я всегда, например,  испытываю чувство ужасной неловкости, когда молодые россияне  не могут правильно ответить на вопрос о том, в какой стране и когда был запущен первый искусственный спутник Земли. Ведь это не только веха из истории нашего государства, но и важнейший этап в развитии человеческой цивилизации. Поэтому мои ученики знают это, знают и гордятся тем, что это событие произошло именно в России. Впрочем, я села на своего любимого конька и могу говорить на эту тему ещё достаточно долго, а мне бы хотелось обратить внимание читателей на ещё одну важнейшую составляющую патриотического воспитания подрастающего поколения.

           Как бы ни пыталось общество воспитывать в молодёжи чувство патриотизма, основная роль в этом вопросе принадлежит семье, в которой растёт ребёнок. Если родители сами не знают хотя бы основных вех истории своей страны, не имеют активной жизненной позиции, не ходят на выборы, на людях говорят одно, а дома – другое, то ни о каком воспитании патриотов не может быть и речи. Всё идёт из семьи. Именно поэтому на родительских собраниях я тоже говорю на эту тему. Прежде всего, я пытаюсь обратить внимание родителей на знакомство детей с историей своей семьи, ведь семья, как ни банально это может прозвучать – это ячейка общества. Из истории отдельных семей складывается история всего государства. Так в 5 классе мы провели классный час на тему «Что в имени тебе моём». Целью данного мероприятия было выяснить, что означают имена учащихся класса, а также в честь кого и почему даны детям их имена. Подобное мероприятие позволяет установить связь времён и поколений.  Если дети чтят традиции семьи, то они с уважением будут относиться и к традициям своей страны. Родители, как никто другой, должны воспитывать в своих детях небезразличное отношение к происходящим вокруг них событиям, воспитывать в них желание не быть сторонними наблюдателями, а быть активными участниками тех добрых дел, которые делаются на благо нашей Родины.

          Наша общая задача – помочь молодёжи стать позитивными творцами, так как молодёжь сегодня – это Россия завтра. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов,  значит своими руками погубим наше государство. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можно быть уверенными в развитии и становлении стабильного, цивилизованного общества. Быть патриотом не так уж сложно.  Василий Розанов говорил: « Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для неё делать». Так что всё в наших руках!