«Мудрая белка»» По татарскому языку.

Вахитов Якуб Абдулхакович

Одна из характерных черт праздничных мероприятий по татарскому языку – это воспитание уважения к культуре и народу своей страны и страны изучаемого языка, толерантное отношение к иной системе ценностей. При этом важно донести до учащихся, что чужая культура не хуже и не лучше их, и нужно терпимо относиться к тем или иным различиям, любить и уважать свою страну

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_mudraya_belka.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСМАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Внеурочная работа:

 «Мудрая белка»»

По татарскому языку.

Руководитель: Вахитов

Якуб Абдулхакович.

2018 год – 2019год

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………. 3

Учебно – тематический план на год………………………………..4

Содержание внеурочной работы………………………………..8

Список литературы …………………………………………………………13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа оставлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по татарскому языку и литературе для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения» 2011 год, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС – это образовательная деятельность, которая отличается по своим формам, от классно-урочной.

Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы .Внеурочная деятельность при обучении татарскому языку играет большую роль. Внеклассные мероприятия помогают ребятам усвоить учебный материал и овладеть с помощью доступных и интересных методов.

Внеурочная деятельность особенно важна в начальной школе. Если проанализировать исследования последних лет, проводимых в начальных классах, то они показывают, что уже в начальной школе возникают проблемы у учащихся. Это, во-первых - неудовлетворительное здоровье учащихся, а также низкий уровень активности. Так как внеурочная деятельность проводится после основных уроков, то основной упор делается на достижение практических, образовательных и развивающих целей. Она позволяет решить несколько важных задач:

адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающегося;

улучшить условия для развития ребенка.

Внеурочная деятельность по татарскому языку решает следующие задачи по развитию универсальных учебных действий:

Усовершенствование навыков и умений (фонетических, орфографических, лексических и грамматических), говорение, аудирование, письмо, приобретенных на уроках татарского языка (ведет к достижению предметных результатов);

Развитие коммуникативны умений        ведет к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов (овладение логическими действиями сравнения, анализа, общения, построение рассуждений);

Развитие памяти, мышления, воображения, внимания (метапредметные результаты);

Развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов (метапредметные результаты);

Представителям других культур (личностные результаты). Повышение интереса к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретение страноведческих знаний (предметные и личностные результаты).

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Существует несколько форм организации внеурочной деятельности. Это - соревновательные, культурно-массовые, средства массовой информации. Каждая из групп предусматривает проведение определенных мероприятий. Соревновательные мероприятия – это игры, конкурсы, викторины, олимпиады. Мероприятия культурно-массового характера включают в себя вечера-встречи с интересными людьми, вечера-праздники, которые посвящены традициям страны изучаемого языка, вечера-портреты, где изучается биография известных поэтов, композиторов, актеров, вечера-хроники, связанные со знаменательными событиями.

Одна из характерных черт праздничных мероприятий по татарскому языку – это воспитание уважения к культуре и народу своей страны и страны изучаемого языка, толерантное отношение к иной системе ценностей. При этом важно донести до учащихся, что чужая культура не хуже и не лучше их, и нужно терпимо относиться к тем или иным различиям, любить и уважать свою страну.

Достоинством проведения праздничных мероприятий можно также назвать и повышение уровня владения речью и языком в целом. Например, при подготовке к празднованию какого-либо праздника, учащиеся учат стихи и песни, готовят инсценировки, посвященные данному празднику, тем самым пополняя и обогащая словарный запас и повышая свой уровень знаний. К таким мероприятиям можно отнести праздник Букваря (Әлифба бәйрәме), праздник Урожая (Уңыш бәйрәме (Сөмбелә), Сабантуй, Карга боткасы, Нәүрүз. Праздники, посвященные творчеству таких поэтов, как Г.Тукай, М.Джалиля.

Тема занятия

Программное содержание

Цикл игр

«Приветствие»

1час

Вызвать у детей интерес к занятиям по обучению татарскому языку; развивать умения слушать и понимать татарскую речь.

Обогащение и активизация словаря:

Синең исемең ничек? Бу нәрсә? Бу кем? Кыз, малай, мин, син, исәнмесез, сау булыгыз, рәхмәт.

“Син кем?”

“Магазин игрушек

3часа

Познакомить с новыми словами; (названия игрушек, из чего они сделаны); развивать активную речь; закрепить правила обращения с игрушками

Обогащение и активизация словаря:

Курчак, куян, аю, ат, төлке, туп, уен, уенчык, шакмак

                     

“Мозаика”

Цель: Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет

“Чего не стало?”

Цель: Учить детейотгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.

«Семья»

3часа

Расширять запас понимаемых слов; учить детей отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?»; воспитывать бережное отношение к близким людям; вызвать интерес к детскому фольклору

Обогащение и активизация словаря:

Әти, әни, әби, бабай, апа, абый, кыз, малай, тату

     

“Собери ромашку”

Цель: Активизировать словарь детей; формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

“Кто, что делает?”

Цель: Учить детей отвечать на вопросы “Кто это?”, “Что делает?”; воспитывать бережное отношение к близким людям

«Столовая»

3часа

Обогащать словарь ребенка; активизировать знания об овощах;

называть основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают

Обогащение и активизация словаря:

Бакча, бәрәңге, кәбестә, кишер

“Чего не стало”

Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.

“Четвертый лишний”

Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект

«Фрукты»

3часа

Познакомить с новыми словами; активизировать знания об овощах, фруктах; учить детей связному описанию;

называть основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить Обогащение и активизация словаря:

Алма, груша, әфлисун                                                          

«Скажи, какой»

Цель: Закреплять характерные признаки овощей и фруктов (цвет, плотность, форма, вкус) и правильные их названия

“Четвертый лишний”

Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект

«Наш дом»

3часа

Познакомить с новыми словами; учить детей составлять фразы из 2-3 слов; развивать мыслительную деятельность; расширять знания детей по теме; называть  основные части дома

Обогащение и активизация словаря:

Бүлмә, идән, ишек, карават, өй, өстәл, тәрәзә, урындык

«Построим дом»

Цель: Учить называть основные части дома; развивать мыслительную деятельность

“Что изменилось?”

Цель: 

Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.

«Посуда» 3часа

Познакомить с новыми словами; обратить внимание на национальный орнамент посуды татарского народа

Обогащение и активизация словаря:

Кашык, кәстрүл, савыт, тәлинкә, чәйнек, чынаяк

Мозаика «Наша посуда»

Цель:  Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет; расширять знания детей по теме; обратить внимание на национальный орнамент посуды татарского народа

“Пятый лишний”

Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект

«Наша школа»

3часа

Развивать связную контекстную речь;

воспитывать у детей самоконтроль за речью;  кто в нем работает, что есть в школе

Обогащение и активизация словаря:

Бала – балалар

“Собери!”

Цель: 

Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет

“Выбери  для занятия?”

Цель: Развивать умение классифицировать; уточнить знания о предметах, необходимых на занятиях в детском саду; развивать связную речь, внимание, быстроту мышления

«Части тела»

3часа

Учить понимать слова, обозначающие части тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.).

Обогащение и активизация словаря:

Авыз, аяк, баш, бит, борын, колак, кул, күз

                                 

Собери лото «Человек»

Цель: развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет расширять и активизировать словарь детей

“Назови одним словом”

Цель: Учить детей обобщать предметы называть их одним словом

“ Чего не стало?”

Цель: 

Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.

«Кафе»

3часа

Расширение и активизация словаря по теме "Продукты питания"; закреплять умение пользоваться опорными схемами и планами-схемами для составления описательного рассказа.

Обогащение и активизация словаря:

Аш, ботка, бал, йомырка, ипи, ит, шикәр, май, сөт, чәй

                             

“Чего не стало?”

Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.

“Четвёртый лишний”

Цель: 

Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект

«Ателье»

3часа

Познакомить  с новыми словами, активизировать их в речи; называть основные виды одежды, ее части, кто ее шьет и из чего; обувь и ее виды Обогащение и активизация словаря:

Күлмәк, бияләй, башмак, бүрек, оек, оекбаш, яулык, итек, пәлтә, ту  н, чалбар

“Четвертый  лишний”

Цель: 

Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект

“Давайте украсим!”

Цель: Уточнить и закреплять представления об основных элементах татарского узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; вызвать интерес к узору

«Лесные звери»

1час

Познакомить с новыми словами; закрепить в речи названия животных

и их  детенышей; где живут, чем питаются)

Обогащение и активизация словаря:

Аю, бүре, төлке, куян

«Узнай кто идет?»

Цель: закреплять названия животных; развивать речь детей: пополнять и активизировать словарь

“Четвертый лишний”

Цель: 

Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект

«Наши друзья»

2часа

Познакомить с новыми словами; закрепить названия животных и их детёнышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений Обогащение и активизация словаря:

Песи, ат, сыер, кәҗә, үрдәк, тавык, эт

 

“Четвертый лишний.”

Цель: 

Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект

«Чья мама?»

Цель: Закреплять названия животных и их детенышей; развивать внимание, связную речь, быстроту мышления

«Узнай по голосу.»

Цель: Уточнить знания детей о названиях животных и кто как кричит; развивать связную речь, внимание, быстроту мышления


Содержание программы:

«Приветствие»

Вызвать у детей интерес к занятиям по обучению татарскому языку; развивать умения слушать и понимать татарскую речь.

Обогащение и активизация словаря:

Синең исемең ничек? Бу нәрсә? Бу кем? Кыз, малай, мин, син, исәнмесез, сау булыгыз, рәхмәт.        “Син кем?”        

“Магазин игрушек

Познакомить с новыми словами; (названия игрушек, из чего они сделаны); развивать активную речь; закрепить правила обращения с игрушками

Обогащение и активизация словаря:

Курчак, куян, аю, ат, төлке, туп, уен, уенчык, шакмак

                             “Мозаика”

Цель: Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет

                “Чего не стало?”

Цель: Учить детейотгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.        

«Семья»

Расширять запас понимаемых слов; учить детей отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?»; воспитывать бережное отношение к близким людям; вызвать интерес к детскому фольклору

Обогащение и активизация словаря:

Әти, әни, әби, бабай, апа, абый, кыз, малай, тату

             “Собери ромашку”

Цель: Активизировать словарь детей; формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;        

                “Кто, что делает?”

Цель: Учить детей отвечать на вопросы “Кто это?”, “Что делает?”; воспитывать бережное отношение к близким людям        

«Столовая»

Обогащать словарь ребенка; активизировать знания об овощах;

называть основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают

Обогащение и активизация словаря:

Бакча, бәрәңге, кәбестә, кишер        “Чего не стало”

Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.        

                “Четвертый лишний”

Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект        

«Фрукты»

        Познакомить с новыми словами; активизировать знания об овощах, фруктах; учить детей связному описанию;

называть основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить Обогащение и активизация словаря:

Алма, груша, әфлисун                                                                  «Скажи, какой»

Цель: Закреплять характерные признаки овощей и фруктов (цвет, плотность, форма, вкус) и правильные их названия        

                “Четвертый лишний”

Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект

«Наш дом»

        Познакомить с новыми словами; учить детей составлять фразы из 2-3 слов; развивать мыслительную деятельность; расширять знания детей по теме; называть  основные части дома

Обогащение и активизация словаря:

Бүлмә, идән, ишек, карават, өй, өстәл, тәрәзә, урындык        «Построим дом»

Цель: Учить называть основные части дома; развивать мыслительную деятельность

                “Что изменилось?”

Цель:

Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.

«Посуда» Познакомить с новыми словами; обратить внимание на национальный орнамент посуды татарского народа

Обогащение и активизация словаря:

Кашык, кәстрүл, савыт, тәлинкә, чәйнек, чынаяк        Мозаика «Наша посуда»

Цель:  Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет; расширять знания детей по теме; обратить внимание на национальный орнамент посуды татарского народа

                “Пятый лишний”

Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект

«Наша школа»

3часа        Развивать связную контекстную речь;

воспитывать у детей самоконтроль за речью;  кто в нем работает, что есть в школе

Обогащение и активизация словаря:

Бала – балалар        “Собери!”

Цель:

Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет

                “Выбери  для занятия?”

Цель: Развивать умение классифицировать; уточнить знания о предметах, необходимых на занятиях в детском саду; развивать связную речь, внимание, быстроту мышления

«Части тела»

Учить понимать слова, обозначающие части тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.).

Обогащение и активизация словаря:

Авыз, аяк, баш, бит, борын, колак, кул, күз

                                         Собери лото «Человек»

Цель: развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет расширять и активизировать словарь детей

                “Назови одним словом”

Цель: Учить детей обобщать предметы называть их одним словом

                “ Чего не стало?”

Цель:

Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.

«Кафе»

        Расширение и активизация словаря по теме "Продукты питания"; закреплять умение пользоваться опорными схемами и планами-схемами для составления описательного рассказа.

Обогащение и активизация словаря:

Аш, ботка, бал, йомырка, ипи, ит, шикәр, май, сөт, чәй

                                     “Чего не стало?”

Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.

                “Четвёртый лишний”

Цель:

Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект        

«Ателье»

        Познакомить  с новыми словами, активизировать их в речи; называть основные виды одежды, ее части, кто ее шьет и из чего; обувь и ее виды Обогащение и активизация словаря:

Күлмәк, бияләй, башмак, бүрек, оек, оекбаш, яулык, итек, пәлтә, ту  н, чалбар        “Четвертый  лишний”

Цель:

Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект        

                “Давайте украсим!”

Цель: Уточнить и закреплять представления об основных элементах татарского узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; вызвать интерес к узору        

«Лесные звери»

        Познакомить с новыми словами; закрепить в речи названия животных

и их  детенышей; где живут, чем питаются)

Обогащение и активизация словаря:

Аю, бүре, төлке, куян        «Узнай кто идет?»

Цель: закреплять названия животных; развивать речь детей: пополнять и активизировать словарь        

                “Четвертый лишний”

Цель:

Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект        

«Наши друзья»

Познакомить с новыми словами; закрепить названия животных и их детёнышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений Обогащение и активизация словаря:

Песи, ат, сыер, кәҗә, үрдәк, тавык, эт

         “Четвертый лишний.”

Цель:

Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект        

                «Чья мама?»

Цель: Закреплять названия животных и их детенышей; развивать внимание, связную речь, быстроту мышления        

                «Узнай по голосу»

Список используемой литературы

Ф.С.Сафиуллина Карманный татрско-русский и русско-татарский словарь издательство казань "ТаРИХ" 2007г

Методические рекомендации "Рус телендэ сойлэшуче балаларга татар теле укыту" 2- 4 классы Казань издательство "Магариф" 1999г

Ф.С.Сафиуллина "Татарский на каждый день" самоучитель Казань "ТаРИХ" 2001г

К.В.Закирова "Уйный - уйный үсәбез" Казань издательство "Магариф" 2005г

И.Л.Литвинов "Обучение русскоязычных учащихся татарскому языку 2 класс Казань издательство "Магариф" 2003г

6”Әлифба”Ф.А.Гафурова. Л.Ш.Гайнетдинова.