Статья

РАГУЗИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

 

Создание условий самореализации учащихся  через проектную деятельность  на уроках технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий самореализации учащихся  через проектную деятельность  на уроках технологии.

В ФГОС  второго поколения заявлено, что в  настоящее время  актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые «формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения»[1].

Прое́кт(от лат. projectus— брoшенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий)  — «это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта[2]».

Основное предназначение метoда проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения  умений в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

В основе метoда проектов лежит развитие познавательных умений  учащихся. Умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В современной России метод  проектов широко внедряется в образовательную практику.

В основу методапроектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его  направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. «Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи»[3].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

 Выделяется несколько групп умений, на которые прoектная деятельность оказывает наибольшее влияние[4]:

а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

д) презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы:«Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность — время,ресурсы; принимать решение; распределятьобязанности при выполнении коллективного дела).

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Целями проектного обучения являются[5]:

1. Повышение личной уверенности у каждого участника проекта:

2. Воспитание коммуникабельности и сотрудничества.

3. Развитие критического мышления, поисковой деятельности врешении проблемы.

4. Развитие проектного умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, обобщения, творческого мышления.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по  овладению приемами проектирования как обще-учебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать работу с различными источникам информации, подготовку практически значимых продуктов (сообщений) и общественную презентацию (с приглашением младших ребят).

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличие лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема бездомных животных в мегаполисе, национальная проблема в государствах различного социального устройства и пр.).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий).
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров, презентаций и пр.)»[6].

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческойпроектной деятельности обучающимся необходимо проводитьподготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки школьников и педагогов. «Приступая к работе, школьник должен владеть необходимыми знаниями в содержательной области проекта. Ему понадобятся до определенной степени, сформированные специфические умения и навыки (проектирования) для самостоятельной работы. Новое знаниев ходе проекта учитель может дать ученику, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности»[7].

 Проект должен быть обеспечен всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение.  Кадровое обеспечение(дополнительно привлекаемые участники, специалисты). Информационные(фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы ит.д.); информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника спрограммным обеспечением); организационное обеспечение (специальноерасписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет);отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободнуюдеятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием – медиатека).

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной.

Важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.Выполнение проектной деятельности осуществляется как в традиционной классно-урочной системе, так и вне ее. На уроке обсуждаются и выбираются темы, составляются проектные группы, изучается определенная часть материала, обсуждаются промежуточные результаты, полученные в ходе реализации проекта.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта.  От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально- значимой проблемы. 

При оценке проектной деятельности школьника учитываются: степеньсамостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; практическое использование общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения применяемыми методиками; оригинальность идеи и способа решения проблемы; осмысление проблемы и формулирование цели проекта; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменногоотчета, обеспечения объектами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.

«Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников: формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, гностических умений, становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. Однако учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоилибы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности»[8].

Тaкимобразом,  значимым средством является обучение младших школьников решению творческих задач, которыебудут включать ребенка «в активную творческую деятельность и способствоватьразвитию креативных способностей, так как проектная деятельность являетсятворческой по своей сути»[9].

Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Участвуя в прoектной деятельности, ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями.

В обучении чтению метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Учитывая высокую загруженность учащихся, разрабатывать  школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой.

Метод проектов позволяет создавать на уроке исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Участвуя в проектной деятельности, ребята учатся: находить источники информации,  извлекать информацию, относящуюся к теме, планировать работу над проектами, сотрудничать друг с другом при выполнении проектов, в результате, расширяют  читательский  кругозор.


[1]Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения). – М., 2010. - С.3.

[2]Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2010. – С.13.

[3]Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2010. - С. 5-6

[4]Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика для младших школьников. 4 класс: Пос. для учителя. М., 2003.-С.7

[5]Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. //Наука и школа - № 4, 1997.-С. 64.

[6]Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2010. –С.20.

[7]Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2010. -С22-23.

[8]Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М., 1979. - С. 73-74.

[9] Там же.-С. 75.


 

Комментарии

Петрова Ольга Александровна

Очень хорошая зрелая статья. Спасибо, пригодится в работе.