Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных ууд

Просолович Юлия Сергеевна

Современное общество можно охарактиризовать тем, что каждый день появляется та или иная новая информация, какая-то информация устаревает. Выпускники учебных заведений оказываются  не готовы к успешной адаптации в современном мире.

Поэтому сегодня обществом и государством выдвигаются новые требования к результатам обучения в школе. Традиционная организация образовательного процесса была ориентирована на передачу уже готовых знаний от учителя к ученику. В результате учащиеся показывали очень слабую подготовку к самостоятельному обучению. Вследствие чего у большинства учащихся был низкий уровень умений находить выход из нестандартной ситуации. Современному информационному обществу необходим человек, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей своей жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений.

Современная концепция образования предполагает кардинальное реформирование традиционной педагогической системы. Этой концепцией стал Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).  Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, умеющих добывать знания  самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Универсальные учебные действия по ФГОС – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями. То есть это действия, помогающие «научить человека учиться».

Универсальные учебные действия:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду.

 К коммуникативным действиям относятся:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

 Весьма актуальной проблемой для современной методики преподавания русскому языку стала проблема усиления коммуникативно-деятельностного подхода. Данный подход к изучению языка способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи. Одновременно это формирует грамматико-правописные и речевые умения и навыки, необходимые для практики речевого общения.

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника
  • Рассказ по иллюстрации. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.
  • Учебная дискуссия, обмен мнениями об определённой проблеме, способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение.
  • Множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Одной из главных задач является пробуждение у учащихся интереса учиться, чтобы их творческий потенциал был реализован максимально полно.

Современные образовательные технологии позволяют пересмотреть способы мотивации школьников к получению знаний. Такой технологией стала технология развития критического мышления, авторами которой являются американские ученые Чарльз Темпл, Курт Мередит и Джинни Стил.

«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие « Как учатся дети: Свод основ»).

Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Целью технологии развития критического мышления  (ТРКМ) является интерактивное включение учащихся в образовательный процесс, СОВМЕСТНОЕ (учитель-ученик, родители-дети) конструирование своего знания и всего процесса учения.

Данная идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине с 1997 года. Философия технологии: нельзя научить, можно научиться.

 Для эффективности обучения учитель с учениками должны пройти через три стадии: стадию вызова (пробуждения интереса к предмету), стадию реализации смысла (осмысления материала во время работы над ним) и стадию рефлексии (обобщения материала, подведения итогов).

 

Литература:

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-ое. –СПб:»Альянс «Дельта» совм. С издательством «Речь», 2003
  2. Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие « Как учатся дети: Свод основ»
  3.  Иванова Н.В. Психолого-педагогические исследования образовательной среды школы: направления и перспективы // Современные проблемы науки и образования. – 2014. — №3.