РОЛЬ КОНКУРСОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Хлобыстова Карина Александровна

Роль конкурсов экологической направленности в формировании личности школьников

          Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен Годом Экологии. Главная цель – привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Одна из ведущих ролей в реализации поставленной цели отводится общеобразовательной школе.

          В конце 90-х начале 2000-х годов вопросам экологического образования уделялось большое внимание. Естественно- географический факультет ВлГПУ ежегодно выпускал учителей экологии. В общеобразовательной школе успешно применялись три модели экологического образования:

- однопредметная: предполагает изучение экологии как самостоятельного предмета

- многопредметная: предполагает экологизацию содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного циклов. 

-  смешанная: предполагает сочетание двух предыдущих моделей.

         А  какова ситуация сегодня? Преподавателей экологии Владимирские ВУЗы не готовят Большинство школ не имеют возможности ведения отдельного предмета, да и экологизация, пусть даже и предметов естественно - научного цикла, уже не является приоритетной задачей. И как результат – целое поколение людей, не знающее  базовые законы взаимодействия живых организмов с окружающей средой, для которых понятия «экология» и «охрана природы» являются синонимами. Каков же выход у нас, педагогов, из сложившейся ситуации? Безусловно, это ведение элективных, факультативных курсов и кружков экологической и природоохранной направленности. Например «Законы экологии», «Природа и человек», «Экология комнатных растений» и др. Но ведь посещают их далеко не все, а только учащиеся, проявляющие интерес к предметам естественно - научного цикла. А как же другие воспитанники школы: «гуманитарии», «технари», «спортсмены»?  Выходом из данной ситуации видится стимулирование школьников к участию в конкурсном движении. На школьном уровне традиционными и вызывающими неизменный интерес обучающихся являются конкурсы фотографий, видеороликов и исследовательских проектов о проблемах окружающей среды нашего города.  Со своими работами учащиеся знакомят сверстников на конференциях, а родителей и педагогов на педсоветах и родительских собраниях.  Чрезвычайно  широки возможности  и сети Интернет. Такие Интернет порталы как: Инфоурок, Продленка, Рассударики, Эрудит, Алые паруса и др. в течение года предлагают множество дистанционных конкурсов. К тому же  различные образовательные  и природоохранные организации предлагают множество  конкурсов муниципального, регионального и Всероссийского уровня. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах  в рамках Месячника по охране и привлечению птиц, экологического рисунка, «Голубая планета», «Зеленая планета» и др.  В последние годы мы отмечаем возрастающий интерес наших воспитанников к конкурсам  экологической и природоохранной деятельности. Так учащиеся нашей школы в прошедшем учебном году приняли участие в эколого-туристическом квесте «Тайны заповедного леса». Мероприятие  проводилось единой дирекцией особо охраняемых природных территорий Владимирской области.  Команда продемонстрировала свою отличную физическую форму и накопленные на этапе подготовке экологические знания по теме: «Красная книга Владимирской области». Участники команды признаются, что в течение всего учебного года возвращались к теме, читали дополнительную литературу, смотрели научно- популярные фильмы и с нетерпением ждут новой темы для подготовки  к следующему квесту. Ребятам, желающим учиться  «владеть словом» мы  предложили принять участие в городском конкурсе заметок и репортажей «Экологическое лицо района» Оказалось, что проблем школьники видят много. В частности, они  обратили внимание на недостаточную эффективность использования контейнеров для раздельного сбора мусора (пластика). Изучили  значительный объем научно – популярной литературы по данному вопросу и провели  анкетирование, которое показало, что большая часть населения не видит необходимости менять свои привычки и сортировать бытовые отходы. Таким образом, размышления  по этому вопросу вылились в написание заметки «Контейнеры установили, а пользы мало». Заметка получила высокую оценку жюри конкурса, а поднятая проблема признана актуальной. По окончании конкурса работа была продолжена. На заседании совета старшеклассников было принято решение о взаимодействии с отделом по охране окружающей среды  администрации г. Владимира по вопросу разъяснения населению нашего микрорайона актуальности  раздельного сбора ТБО. Нашу инициативу городская администрация поддержала. Нами были выпущены листовки для жителей микрорайона, школьная газета, информация была доведена до сведения педагогов и родителей. Спустя почти год, мы видим первые плоды нашей деятельности. Контейнеры заполняются только пластиком, причем с такой скоростью, что их не всегда успевают вывозить. По словам самих школьников, подготовка к конкурсу и последующие мероприятия предоставили им возможность общения с представителями властных структур, журналистами. Они имели возможность  принять участие в виртуальных мастер - классах, а по завершению конкурса получить комментарии по работе и направлениях своего развития от  членов жюри. Мы отмечаем, что за прошедший год учащиеся по-новому взглянули на свой микрорайон. Школьники замечают возникающие проблемы, а главное, изучая теоретические основы науки «экология», учатся находить пути их решения. А значит  и мы, как педагоги, работаем  в правильном направлении – способствуем формированию личности школьника с активной жизненной позицией.