Что делать, чтобы читали, думали, размышляли на уроках литературы?

Балданова Аюна Будажаповна

     Творческая мастерская: кинематограф как путь открытия текста

     Я хочу рассказать, как работа нашей киностудии помогла семиклассникам реализовать себя и найти жизненно важные ценности после прочтения повести Александра Пушкина «Станционный смотритель». Перед съёмкой как любая киногруппа мы читаем сценарий, программные уроки по изучению текста никто не отменял. При этом стараюсь использовать эвристический, проблемный, исследовательские методы обучения. Дети, зная, что надо отснять хороший фильм на основе прочитанного произведения, стараются, спорят при анализе эпизодов произведения, поиске авторской позиции, оформлении своей читательской позиции, интерпретации произведения.

            Наш продукт – короткометражный фильм-интерпретация. Снимаем важные, на наш взгляд, эпизоды произведения и делимся впечатлениями о прочитанном. Кастинг актёров, работа съёмочной группы, поиск реквизитов, работа над публичным выступлением в роли критика – волнуются все, и все понимают, что без знания текста никак. И мы читаем, подчёркивая карандашом важные места в произведении, напрягаем ход своих мыслей как критики и стараемся сначала выступить со своей речью перед зеркалом дома… Для фильма мы выбрали эпизоды встреч рассказчика с Самсоном Выриным и библейскую историю блудного сына, интерпретированную на современный лад. Анализируя текст А.С. Пушкина, мы открыли для себя много важных истин: надо ценить своих родителей, пока они живы, надо благодарить всегда их за всё, что они нам дали. К сожалению, проблема, поднятая автором произведения вечна на все времена. И мы при съёмке фильма посетили Закаменский Дом престарелых, где живут никому не нужные старики при здравствующих и обеспеченных детях. Ознакомление с реалией сегодняшнего времени помогает детям понять глубже текст А. Пушкина и по-новому взглянуть на свою жизнь. И дети начинают реагировать человечески и творчески, например, скромный ученик Егор Потанин выговаривает важную истину-реакцию на прочитанное и увиденное: «нельзя оставлять родителей», любитель сочинять рэп Данил Никкари пишет проникновенные строчки «Целуйте руки родителям пока не поздно, чтоб не пришлось у гроба припадать к ногам», Даша Загородных читает стихотворение «Прости меня, мама», девочки решаются спеть песню, посвящённую мамам, а остальные ребята вносят свою лепту, всем хором произнося благодарность родителям и обещая не подводить их никогда. Фильм-интерпретация получился, он есть на ютубе и набирает количество просмотров. Родители звонят и благодарят. А мы с детьми полны решимости и готовимся к новому кинопроекту.       https://youtu.be/qeq-qgTM8_A   

            Таким образом, организовывая урок литературы как творческую мастерскую – киностудию, мы включаем всех детей в образовательный процесс. Дети стремятся быть во всеоружии, а это добивается путём внимательного прочтения текста, пробуют себя в роли актёров, критиков, помощников режиссёра и оператора, усваивают компьютерные программы по обработке видеофайлов, рыщут в интернете в поисков музыки для фильма, а в итоге гордятся, что их творческий продукт закреплён в Интернете, и они звёзды экрана пусть и пока для своих близких. И отношение к уроку литературы у них другое, чем было прежде. Они идут на него, чтобы открыть для себя изучаемого писателя и выразить своё мнение на его творчество. А произведение, прочувствованное и творчески реализованное в кинопродукте, никогда не забудется, а если и забудется, то в 11 классе вспомнится через канал ютуб, где закреплены будут, надеюсь много наших проектов, когда мы будем готовиться к написанию части С на ЕГЭ по русскому языку. Это будет наш своеобразный литературный видео-дневник прочитанных и поставленных произведений.