эссе "Привлечение молодых учителей в школу"

Самбялова Зоя Нимаевна

Эссе  «Профориентация старшеклассников на педагогические специальности.  Привлечение в школу молодых учителей».

 

Вопрос о выборе профессии является одним из самых важных вопросов в жизни. От него зависит, чем ты будешь заниматься в течение своей жизни, твое будущее. Несомненно, профессия должна обязательно нравиться человеку и быть его призванием.

Почему учитель? Расскажу на своём примере.

Работаю более 28 лет в школе, которую окончила сама, в которой  затем учились мои дети. Я, не кривя душой, могу сказать, что «школа – мой родной дом», где вместе со мной работают и мой классный руководитель, и мои учителя, которые делились секретами нашей нелёгкой профессии. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?», меня коробит от необходимости отвечать пустой фразой: «Учителем». Не потому, что это сейчас непрестижная профессия. Просто для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня «учитель» – это жизнь, смысл моей жизни. Я не работаю учителем, я живу учителем.

Работа  сложная, ответственная, благородная профессия - УЧИТЕЛЬ! Тот, кто решил стать УЧИТЕЛЕМ, должен понимать: в этой профессии много трудностей, будет нелегко. Но только здесь можно получить удовлетворение от проделанной работы, реализовать свой творческий потенциал, получить заряд энергии для движения вперед. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить!

Проблема совершенствования профориентационной работы в школе в последние годы приобретает все большую значимость, становится одной из важнейших проблем педагогической, да и психологической науки. Успешно решать многие проблемы современной молодежи в выборе специальности может лишь профессиональная ориентация, организованная и осуществляемая на научной основе.

В настоящее время профориентация с самого ее начала опирается на ра­циональные критерии в определении достоинств профессии, профессиональ­ного самоопределения и становления, профессиональной предрасположенности и пригодности.

В настоящее время работа по ориентации школьников на педагогическую профессию сталкивается с рядом трудностей:

-  престиж профессии педагога резко упал (из престижной, хорошо оплачиваемой она стала неперспективной);

-  невостребованность педагогических кадров по отдельным специальнос­тям затрудняет устройство выпускников на работу по профессии;

-  падение рождаемости в целом по стране рисует неясные перспективы педагогической профессии (сокращается количество школ и дошкольных учреждений на селе, комплектность классов в городских школах уменьшается);

-  экономические трудности семей, нежелание (зачастую обоснованное) родителей отпускать ребенка из дома получить интересную профессию (привязанность к учебным заведениям по месту жительства).

Все это накладывает отпечаток на работу по ориентации школьников на педагогическую профессию.

В основных направлениях преобразования высшего и среднего - специального образования в стране особо подчёркнута важность профориентационной работы. В них отмечается, что в целях повышения качества подготовки педагогических кадров необходимо придать особое значение отбору на обучение в вузы, средние - специальные педагогические учреждения наиболее подготовленных юношей и девушек, проявивших склонности к избранной профессии. Отмечается, что нужно перейти на целенаправленной работы по ориентации школьников на педагогическую профессию, необходимо выбрать таких обучающихся, которые не только проявляют интерес, но способны решать сложные учительские задачи в будущем в практике педагогической деятельности.

Цели, задачи ориентации на педагогическую профессию должны быть приведены в соответствие с особенностями педагогической профессии, с условиями, которые имеют свою специфическую особенность в сравнении с другими видами профессий.

Важнейшие социальные, психолого-педагогические условия успешной работы по ориентации долговременные формы профессиональной ориентации молодёжи, шире использовать методы психологической и педагогической науки, обеспечивающие выявление и развитие склонностей молодых людей.

Многие педагогические ВУЗы, техникумы, колледжи накопили значительный опыт по ориентации молодёжи на учительскую профессию, однако пока ещё ориентация школьников на педагогическую профессию является слабым звеном в работе школы.

Целью любой профориентационной работы, как и ориентация на педагогическую профессию, является формирование мотивационной готовности выбора профессии школьниками. Для выполнения этой цели необходимо решить три основных задачи:

- выявить школьников, проявляющих интерес к педагогической профессии;

- организовать с ними целенаправленную работу по формированию у них мотивационной готовности к реализации профессиональных планов;

- помочь оптанту избрать педагогическое учебное заведение, дать ему научно - обоснованную характеристику - рекомендацию в учебное заведение.

Серьёзным фактором, влияющим на выбор учащимися педагогической профессии, является атмосфера активной воспитательной деятельности, тесный контакт обучающихся с учителем, наличие в педагогическом коллективе мастеров своего дела. Атмосфера любви учителей и учащихся к школе формирует положительное отношение школьников к педагогической профессии, что является предпосылкой возникновения глубокого интереса к профессионально-педагогической деятельности. Практика показывает, что чаще всего отношение учащихся к педагогической деятельности зависит от стиля работы классных руководителей.

Привлечение и поддержка молодых специалистов в сфере образования

Сколько раз каждый из нас, слушая выступление президента, премьера или другого политика, или видя по телевизору и читая новости в Интернете про все проблемы образования, которые есть у нас в стране, говорил сам себе: «Вот если бы я был политиком, то для образования сделал бы…».

Если бы я была политиком, то для образования, в первую очередь, разработала бы программу «Сельский учитель» по привлечению  и поддержке молодых учителей.

Проект предусматривает комплекс мероприятий, направленных на привлечение для работы в сфере образования талантливой и профессиональной молодежи, имеющей потенциал для развития.

В проекте представлены идеи, связанные с формированием интереса у студентов-выпускников к работе в сельской местности, адаптации молодых учителей в сельской школе, повышением их мотивации к трудовой деятельности, моральным удовлетворением работой в сельской школе.

Обоснование проекта. В системе образования имеется проблема с обеспечением сельских школ молодыми специалистами, новыми кадрами.

Статистика муниципального образования «Окинский район» показывает, что в систему образования района после обучения в педагогических  университетах  и колледжах в 2015 - 2017 годах пришло 15 молодых педагогов, из них только 3 человека (20 %) устроились работать в сельскую школу. В настоящее время в районных школах ощущается недостаток специалистов по русскому языку, математике, английскому языку.

Таким образом, возникает проблема в поиске таких инициатив моральной поддержки, которые повлияют не столько на материальный достаток молодых педагогов, сколько на моральное удовлетворение своим трудом в сельской местности.

На основании проблемы обозначена цель – представление инициатив, направленных на привлечение молодых педагогов для работы в сельских школах.

Задачи:

  • изучить нормативную правовую базу, связанную с мерами социальной поддержки молодых специалистов сельской местности;
  • проанализировать имеющийся опыт Российской Федерации по поддержке молодых специалистов, приезжающих на работу в сельскую местность;
  • предложить инициативы, которые могут быть использованы как меры для привлечения молодых специалистов в сельские школы района.

Аудитория проекта

Аудиторией проекта являются студенты профессиональных образовательных организаций, обучающиеся по профессии учитель, а также молодые граждане, закончившие учебные заведения по профессии учитель и трудоустроившиеся на работу в сельскую местность.

Идеи проекта

«Дорогу идущему!» - цель: обеспечение студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по профессии учитель, информацией о социальных гарантиях молодым учителям, потребностях сельских поселений в молодых кадрах и условиях жизнедеятельности на селе.

«Мудрый совет» - цель: участие в информационных кампаниях, направленных на привлечение студентов-выпускников на работу в селе, руководителей органов государственной и муниципальной власти, органов управления образованием, сельских поселений.

«Обмен опытом!» - цель: обеспечение условий для молодых педагогов, способствующих их профессиональному развитию и становлению.

«Будь в курсе!» - цель: включение молодых специалистов в общественную деятельность сельского поселения и муниципального района.

 

Представление инициатив для комплекса мер по привлечению молодых специалистов к работе в сельской

 

«Дорогу идущему!»

Обеспечение студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по профессии учитель, информацией о социальных гарантиях молодым учителям, потребностях сельских поселений в молодых кадрах и условиях жизнедеятельности на селе

Под информированием понимают хорошую осведомленность о чем-либо. Информирование может проводиться:

  • лично;
  • посредством телефонной, факсимильной связи;
  • посредством электронной связи; посредством почтовой связи;
  • на информационных стендах в организациях;
  • в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет"): в средствах массовой информации.

Очень важным является информирование молодых специалистов о социальных гарантиях, которые предусмотрены государством педагогам, работающим на селе.

Социальные гарантии – это социально-экономические нормативы, гарантирующие определенной группе общества уровень жизни, который поддерживается государством, посредством нормативной правовой базы. Меры социальной поддержки должны быть изложены в постановлениях Правительства Российской Федерации, законах и постановлениях Республики Бурятия, актах муниципального района, как государственная программа «Земский доктор»

Кроме знания о социальных гарантиях, важно сформировать представление будущего работника о сельской местности. Здесь необходимо проинформировать о привилегиях и плюсах сельской местности – чистый воздух, личное хозяйство, возможность решения жилищной проблемы и прочее.

Предлагаю провести информационную кампанию для выпускников педагогических колледжей и ВУЗов региона, в которую включить такие мероприятия, как:

1) разработка буклета «Обязанности государства педагогу села», в который войдет вся информация о социальных гарантиях, предоставляемых государством. Он подлежит распространению среди выпускников ВУЗов и СУЗов;

2) создание группы в «ВКонтакте» - «Обязанности государства  педагогу села», где будет размещена информация о социальных гарантиях. Здесь возможно обсуждение в режиме on-line всех интересующих вопросов, возникших у участников группы;

3) разработка информационных листовок «Приезжайте в Окинский район», с описанием преимуществ района и условий работы в сельской местности. Распространение листовок предлагается провести в общежитиях ВУЗов и СУЗов;

4) разработка презентации «Приезжайте в Окинский район» с условиями труда в сельских школах, информацией о потребностях в кадрах, контактных телефонах, фотографиями недавних выпускников, которые закрепились на селе и успешно трудятся. Презентацию можно предложить для распространения в ВУЗах и СУЗах.

 

«Мудрый совет»

Участие в информационных кампаниях, направленных на привлечение студентов-выпускников на работу в селе, руководителей органов  государственной и муниципальной власти, органов управления образованием, сельских поселений

Студенты всегда с интересом воспринимают встречи с представителями органов власти. Именно они могут дать будущим профессионалам мудрый совет, основанный на жизненном опыте и знаниях, своей личной карьере. Непосредственный контакт студентов и руководителей дает уверенность будущим педагогам в завтрашнем дне.

В связи с этим предлагаю следующие мероприятия:

организация встречи в Министерстве  образования и науки Республики Бурятия  с выпускниками педагогического университета и педагогического колледжа, которые планируют поехать на работу в сельскую местность; проведение в педагогическом колледже и педагогическом университете единого дня «Личный прием», где начальники управлений образования муниципальных районов (или руководители кадровых служб) встретятся с будущими учителями, планирующими поехать на село, проведут консультирование по вопросам трудоустройства в сельские школы; организация выезда студентов, изъявивших желание работать на селе, непосредственно в сельские школы Окинского района, для ознакомления с условиями работы. В ходе встречи руководитель сельского поселения должен дать свои «мудрые советы» будущим специалистам; провести на интернет-обсуждение вопросов, возникающих у студентов к органам власти, по проблеме трудоустройства, в том числе в сельскую школу; осуществить поиск информации о руководителях органов государственной и муниципальной власти, которые начали свою карьеру с работы в сельской местности (в том числе, в сельской школе), провести с ними интервьюирование, обобщить и оформить информацию с их советами для студентов, планирующих трудоустроиться в сельскую местность.

 

«Обмен опытом!»

Обеспечение условий для молодых педагогов, способствующих их профессиональному развитию и становлению.

Профессиональному развитию молодых учителей, пришедших работать в сельскую местность, способствуют определенные условия. К ним относятся:

благоприятное вступление в профессию, налаживание контакта с детьми (психологический контакт с учащимися как на уроке, так и во внеурочной работе); информационно-методическое обеспечение деятельности молодого учителя (консультации, участие в работе семинаров, методических объединений, «Школа молодого педагога»); организация кураторства и наставничества. Основные цели – сокращение времени адаптации в новом коллективе и передача опыта от профессионалов новичкам для их дальнейшего профессионального становления.

В комплекс мероприятий по данному направлению следует дополнить следующим:

учредить  конференцию для молодых учителей Окинскогорайона «Калейдоскоп событий и идей». Ее основные цели - обмен опытом работы, творческими и профессиональными достижениями. Периодичность конференций – не реже 1 раза в полгода. Встречи могут проходить как между учителями района, так и с приглашением гостей из соседних районов (Тункинский, Кабанский и др.) и Иркутской  области.

Основные цели – обмен опытом и общение молодых учителей для поддержания внутреннего стимула к профессии и развитию;

создать on-line взаимодействие с помощью программы «Skype», чаты и сообщества в социальной сети «ВКонтакте».

Основные цели – беспрепятственное общение с молодыми учителями других районов, регионов и обеспечение поддержки между молодыми специалистами.

«Будь в курсе!»

Включение молодых специалистов в общественную деятельность сельского поселения и муниципального района

Очень важным является непосредственное привлечение молодых учителей в общественную деятельность их поселения и непосредственно района, что приведет к закреплению их в общественной структуре поселения и района в целом. Термин привлечение означает процесс по созданию в человеке такого психического состояния как «МЫ», то есть человек ощущает себя частью данной структуры общества – образования.

В связи с этим предлагаются следующие меры:

  • при проведении выборной кампании в муниципальном районе включить молодых педагогов в избирательную комиссию;
  • пригласить молодых педагогов включиться в работу Молодежного совета (парламента) Окинского района;
  • предоставить молодым учителям роль «консультантов» на заседаниях районного ученического совета района;
  • включить молодых педагогов в организационные группы при проведении в районе дней открытых дверей в селах, районных ярмарок, праздников и прочих мероприятий, а так же делегировать их как представителей муниципальных образований на конференции, собрания, митинги, проводимых районом;
  • создать районное объединение молодых педагогов «Импульс».